Инциденты на Каховской ГЭС и аммиакопроводе «Тольятти — Одесса» отразятся на мировом рынке продовольствия

Зерновой удар

Инциденты на Каховской ГЭС и аммиакопроводе «Тольятти — Одесса» с утечкой аммиака стали одними из самых значимых техногенных катастроф за последние годы. Сейчас специалисты и эксперты стараются спрогнозировать последствия этих аварий как для населения, так и для экологии регионов. Но, несомненно, упомянутые события негативно скажутся на рынке продовольствия, причем в мировом масштабе. При все углубляющейся регионализации многие товарные рынки остаются глобальными. И если что-то произошло в одном полушарии, то по цепочке экономических связей может отразиться в другой части света. Поэтому не исключено, что к концу года мир снова ждет ценовое ралли на продовольственные товары.

КОЛЛАЖ МАРИНЫ БОНДАРЬ

Пока все предпосылки не самые позитивные, мягко говоря, для продрынка. Как известно, Украина была одним из самых крупных экспортеров сельскохозяйственной продукции. Причем наиболее производительные пашни находились в северном Причерноморье. Как раз те регионы, которые подверглись затоплению после прорыва Каховской ГЭС.

Есть еще одна нехорошая история: из Каховского водохранилища выходили несколько каналов, которые питали сельхозпредприятия нескольких областей. Теперь сложно сказать, насколько эти ирригационные системы будут функционировать. Если Каховское водохранилище обмелеет ниже уровня, предусмотренного в проектной документации, то каналы попросту высохнут. И пострадает украинское сельское хозяйство в нескольких традиционно самых плодородных регионах.

С аммиакопроводом ситуация получилась еще более интересная. Трубопровод «Тольятти — Одесса» являлся крупнейшей логистической артерией поставки аммиака на экспортные рынки. И на них Россия занимала очень значимую долю: до 20 процентов поставок морским путем. С февраля прошлого года «труба» не работала. И ее запуск был одним из ключевых условий России в переговорах по возобновлению так называемой зерновой сделки: вывоз украинского зерна через черноморские порты, которые сегодня блокируются российскими ВМС.

Переговоры, инициатором которых выступила в том числе и ООН, проходили не очень просто. И если вчера консенсус мог быть достигнут, то сейчас вопрос по поставкам российского аммиака через Одессу снял взрыв на трубопроводе в Харьковской области. Эксперты заявили: по предварительным оценкам, на восстановление магистрали понадобится один-три месяца. Хотя, конечно, размеры бедствия предстоит еще оценить более точно и объективно. В любом случае есть немаловажная деталь — ремонт и его скорость напрямую зависят от доступности места аварии для специалистов. Учитывая, что оно находится вблизи боевого соприкосновения, возникают большие сомнения, что ремонт может быть оперативным. Инцидент поставил под удар возобновление зерновой сделки. А это значит, что аммиак — важный компонент для производства удобрений — так и продолжит быть дефицитным и достаточно дорогим сырьем. Что, несомненно, не может не сказаться на издержках фермеров, причем по всему миру.

Реальная же перспектива невозобновления зерновой сделки тоже, безусловно, окажет влияние на международный рынок продовольствия. Дело-то в том, что зерновая торговля в определенной степени является спекулятивной историей. Да, Украина являлась крупным поставщиком той же пшеницы. Но объемы ее поставок не следует преувеличивать.
Иной раз информационное пространство так преподносит украинский аграрный сектор, что может показаться: эта страна кормит половину планеты. В реальности выпадающие поставки украинского зерна фундаментально не должны так уж пагубно сказаться на глобальном продовольственном балансе. Но на бирже свои правила игры. И любая негативная история делает цены волатильными, провоцируя волну спекуляций. Поэтому не исключено, что на фоне не самых благостных прогнозов продовольствие может начать дорожать в ближайшие месяцы.
Но больше всех, пожалуй, могут пострадать восточноевропейские фермеры. Морская логистика, пускай и в несколько ограниченных масштабах, являлась хотя бы каким-то клапаном, который выпускал дешевое украинское продовольствие на дефицитные рынки. Хотя и когда сухогрузы шли в порты Одессы и Николаева, весьма значительные объемы сельскохозяйственной продукции вывозились сухопутным путем. Вроде бы грузы должны были идти через европейские страны транзитом, а конечным пунктом назначения должны были значиться страны Африки, Ближнего Востока.

Но на деле очень много зерна, подсолнечника и другой продукции оседало в государствах Восточной Европы. В апреле Польша, Венгрия и Словакия уже вводили запрет на ввоз на свою территорию украинских продуктов питания, так как они сбивали цены и ставили собственных фермеров на грань банкротства. Из-за украинских поставок бунтовали аграрии также в Болгарии и Румынии. Еврокомиссия надавила на Варшаву. И в апреле полякам пришлось снова открыть границу для украинского зерна. Правда, с условием, что оно будет поставляться транзитом исключительно в третьи страны. Видимо, схема все равно оказалась нерабочей, так как польские фермеры решили действовать самостоятельно — и на днях перекрыли шоссе у пограничных пунктов пропуска, чтобы не пропустить украинские грузовики с продовольствием. Если не будет продлена зерновая сделка, то этот конфликт только усилится и углубится. Что, опять же, не будет приносить позитива на рынке продовольствия. А на негатив он реагирует исключительно одним способом — ростом цен.

Как будет развиваться ситуация, досконально предположить сейчас сложно. Но несомненно, что каховская и аммиачная аварии аукнутся громким эхом в мировой экономике.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter