Семеро с ложками и плошкой
Предпосылки возможного мирового кризиса продовольствия кроются не только в негативных климатических изменениях. Они так или иначе зависят от общей геополитической ситуации, из-за создания непреодолимых барьеров для экспорта и импорта из ряда стран, нарушений логистики. Нельзя забывать и о жестком санкционном давлении на Беларусь и Россию, которые входят в число важнейших экспортеров сельхозпродукции и удобрений. Калийные ограничения, введенные против нашей страны западными чиновниками, так до сих пор и не сняты, хотя в мире острая нехватка удобрений. Отсюда и дефицит продуктов питания на планете, и рост цен.По данным НАН Беларуси, доля нашей страны в мировой торговле калийными удобрениями за последние годы была на уровне около 20 процентов — объем поставок превышал 11 миллионов тонн на сумму 2,4—2,7 миллиарда долларов. География экспорта — свыше ста государств.Теперь они (благодаря Вашингтону и Брюсселю) посажены на «голодный паек».
Бедным не досталось
Сегодня Запад искусственно нагнетает ситуацию вокруг так называемой черноморской инициативы: она была подписана в 2022-м в Стамбуле представителями России, Турции, Украины и ООН и регламентировала вывоз зерна, продовольствия и удобрений по Черному морю. Первоначально планировалось, что это будет помощь беднейшим странам. Но этого не произошло. Более 70 процентов зерна было отправлено в государства с высоким и выше среднего уровнями доходов, включая Евросоюз. На долю беднейших стран пришлось менее 3 процентов.Россия вышла из зерновой сделки 17 июля на фоне несоблюдения другими сторонами черноморского соглашения: Запад вместо поддержки нуждающихся стран стал наживаться на этом и использовать морской коридор для поставок Киеву вооружений и боеприпасов.
Россия заявляет, что готова заместить украинское зерно на международных площадках, тем более что в стране в нынешнем году ожидается хороший урожай зерновых: он может составить не менее 123 миллионов тонн, из которых 78 миллионов — пшеница (доля России на рынке пшеницы — 20 процентов). С учетом этого объем зернового экспорта в нынешнем сезоне Минсельхоз России оценил в 50—55 миллионов тонн, которые могли бы, как и белорусский калий, помочь миру в решении продовольственной проблемы. Но Запад голодающие в Африке по большому счету не сильно беспокоят. Другое дело — взять демпинговую (например, украинскую) пшеницу и продать на рынке, наварив на этом немаленькую сумму. Но против этого уже восстают фермеры Евросоюза и заставляют правительства своих стран отказываться от такой коммерции, которая, по сути, является закамуфлированной платой Украины за поставляемую ей военную технику.
Рынок потерять нельзя
Наталья Киреенко, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой инновационного развития АПК Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК БГАТУ, отмечает, что в сельском хозяйстве занято более 60 процентов населения планеты. Роль агропроизводства также значима для формирования глобального ВВП и общемирового экспорта. От работы этой отрасли зависит продовольственная безопасность любого государства и мировая безопасность в целом.Однако, как подчеркивает Наталья Киреенко, ситуация в глобальной агросфере не отличается стабильностью:
— Во-первых, торговые и военные конфликты, экономические потрясения, экстремальные погодные условия и другие факторы оказывают серьезное влияние на уровень обеспечения продовольствием разных стран (за последнее пять-семь лет проблемы только усугубились). Во-вторых, важен тот факт, что увеличивается население мира, а значит, и объем потребления продовольствия. Причем глобальное производство сельхозпродукции и продуктов животноводства растет чуть более чем на 1 процент в год. Мировая торговля имеет аналогичные темпы роста. Замедление происходит из-за того, что уровень дохода ниже, чем рост цен. Если посмотреть на данные FAO, то число голодающих в мире прибавилось, а экономическая устойчивость бедных стран снизилась. Так, экстремальные погодные условия были основной причиной острой нехватки еды в 12 странах (это почти 60 миллионов человек). Еще один аспект глобальной продбезопасности — индекс потребительских цен. В минувшем июле он был выше, чем в июне, на 1,3 процента, но по отношению к данному периоду предыдущего года снизился. Это говорит о том, что стоимость продовольствия достигла своего потолка и не может дальше расти, потому что оно не будет приобретаться. А ведь это товар, который не может длительно храниться.
Продовольственный кризис имеет свою почву и проявляется в тех странах, которые в меньшем объеме производят продукты питания и остро нуждаются в них. Поэтому выстоять смогут те государства, где строят экономику на эффективном использовании своего производственого потенциала и на отечественных ресурсах.
Наша страна вносит существенный вклад в решение глобальной продовольственной безопасности как экспортер данной продукции. Не зря Президент Беларуси уделяет особое внимание сельскому хозяйству. Мы правильно выбрали путь развития. Что касается продовольственных поставок на мировой рынок, то по итогам минувшего года мы вышли на цифру в 8,3 миллиарда долларов. Наши экспортеры уделяют особое внимание проведению маркетинговых исследований, активно используют электронные торговые площадки, цифровые технологии, расширяют присутствие белорусской продукции за счет собственных товаропроводящих сетей.
В ТЕМУ
Член Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Беларуси Светлана Горваль отмечает, что в краткосрочной перспективе проблема голода для сотен миллионов людей выйдет на первое место. Беларуси важно и дальше эффективно отвечать на нынешние вызовы и угрозы:
— У нас много сказано о значимости продовольственных программ. Это не пустые слова, а важная точка роста белорусского экспортного потенциала. Наши «нефть» и «газ». С учетом изменения политической повестки на Африканском континенте и разворота к нашему союзнику — Российской Федерации — Беларуси следует активнее входить на эти рынки.
savostenko@sb.by