Земля под крыльями

В начале XX века уроженцы Беларуси были в числе первых летчиков Российской империи...

В начале XX века уроженцы Беларуси были в числе первых летчиков Российской империи. Немало их и среди воздушных асов Первой мировой войны: в 1914 — 1917 годах 30 военных летчиков, наших земляков, удостоились высшей воинской награды России — ордена Святого Георгия 4–й степени. Грянувшая вскоре гражданская война разделила недавних боевых соратников на два лагеря. Могилевчанин Сергей Бойно–Родзевич оказался в белом движении, из–за чего имя его было забыто почти на век.


Эра воздухоплавания


Лет 20 тому мне довелось в Ленинграде полистать подшивки журнала «Русский спорт» за 1910 — 1914 годы, и я удивился: на страницах господствовали не популярные на Руси виды спорта вроде борьбы или скачек, а авиатика! Первые пилоты, поднимавшиеся на «этажерках» из парусины и бамбука, терпели бесчисленные аварии. «Аппарат разбит вдребезги, авиатор отделался ушибами» — подобные фразы обычны после сообщений о полетах тех лет.


И еще неизвестно, кто пользовался большей популярностью: солист театра Его Императорского Величества Федор Шаляпин или первый летчик России Михаил Ефимов, дед которого был крестьянином, уроженцем Белоруссии.


Николай II берет под свое покровительство аэроклуб в Петербурге. Начинают издаваться журналы «Аэро и автомобильная жизнь», «Вестник воздухоплавателя», «Библиотека воздухоплавания» и др.


В августе 1910 года была сделана заявка и выдан патент на изобретенный летательный аппарат жителю Гомеля Ф.Ф.Евстафьеву. Он изготовил модель аппарата и сделал описание. Проект предусматривал возможность аппарата висеть в воздухе, передвигаться горизонтально, выполнять вертикальную посадку. По существу — это была одна из первых разработок вертолета. Модель успешно экспонировалась на Екатеринославской промышленной выставке. Но конструктор не был поддержан ни царским правительством, ни советской властью, и его проекты так и остались на бумаге.


В 1911 году жителям Белоруссии впервые представилась возможность увидеть полет летательного аппарата. 24 мая на Комаровке, в пригороде Минска, состоялся показательный полет Сергея Уточкина. За вход на зрительские места платили 1 рубль. Молодежь окружила летчика, расспрашивала, как можно самим подняться в небо, стать пилотом. Он прокатил даже двоих минчан. Об этом в газете «Минский голос» рассказал землемер В.Зубарев. Но еще раньше, в августе 1910 года, предприниматель Ранк и летчик Мартольс пытались совершить полет на аэроплане «Блерио» на Комаровском поле. Однако аэроплан потерпел аварию. Погиб один из зрителей, двое ранены.


В те годы в гимназиях и реальных училищах Минска, Гомеля, Могилева, Витебска, Гродно появились кружки любителей воздухоплавания, члены которых строили планеры и модели аэропланов, выписывали и читали журналы, книги по популярному виду спорта.


Путь к небу


Одним из первых летчиков Российской империи был и Сергей Аркадьевич Бойно–Родзевич. Родился он в губернском Могилеве 5 июля 1883 года. Его отец, капитан Аркадий Бойно–Родзевич, служил ротным командиром в Гурийском пехотном полку, дислоцированном в Могилеве. Естественно, что жизненный путь наследника дворянского рода, ведущего свою родословную от Великого княжества Литовского, оказался предопределен.


В 12 лет Сергея из третьего класса Могилевской гимназии отправляют в Нижегородский кадетский корпус. Надо отметить, что из этого корпуса вышли многие замечательные летчики, прославившиеся в годы Первой мировой войны: Петр Нестеров, Вячеслав Ткачев, Ярослав Окулич–Казарин, Рахмин. И, кстати, дорогу в небо проложил им их старший товарищ, наш земляк Сергей Бойно–Родзевич. После окончания корпуса он поступает в Павловское военное училище. В 1904 году подпоручик Бойно–Родзевич — младший офицер 21–го саперного батальона. В том же году началась русско–японская война, и молодого офицера с командой саперов направляют в Маньчжурию, на КВЖД.


Затем он был назначен батальонным адъютантом или, говоря современным языком, начальником штаба батальона. В 1907 году, после окончания войны, судьба 24–летнего саперного офицера круто переменилась. В военном деле стали активно использоваться воздушные шары и аэростаты. Изъявил желание стать воздухоплавателем и наш земляк. В 1908 году он окончил курс офицерского класса Учебного воздухоплавательного парка и служил помощником начальника воздухоплавательной роты. Но технический прогресс в начале XX века шел семимильными шагами. Появились самолеты, и Сергей Аркадьевич в числе первых русских офицеров был направлен на обучение в качестве летчика во Францию. В числе первых десяти россиян Бойно–Родзевич получает диплом («брегет») летчика. Летал он много и с желанием, стал одним из известных военных летчиков России в период перед Первой мировой войной. А потом грянула война.


На фронтах Первой мировой


Летчик Бойно–Родзевич вместе со своим авиаотрядом воюет на Юго–Западном фронте, выполняет задания командования по разведке, участвует в воздушных боях. Мы не знаем, сколько побед одержал наш земляк, но они были, и неединичные, о чем свидетельствуют боевые награды: ордена Святых Анны 2–й степени в январе 1915 года и Станислава 2–й степени в декабре 1914 года, а в июне 1915 года высочайшим указом ему было пожаловано Георгиевское оружие «за то, что в боях 18 — 26 августа 1914 года произвел ряд воздушных разведок под огнем противника в районе Юзефов — Ополе — Гурна — фольварк Эльжбета, доставил сведения, повлиявшие на успешный ход дальнейших операций». Надо добавить, что этой высокой награды С.Бойно–Родзевич был удостоен одним из первых в ту войну.


В сентябре того же года штабс–капитан Бойно–Родзевич, командир 7–й авиационной роты, награждается орденом Святого Георгия 4–й степени «за то, что в бою 26.05.1915 года совершил воздушную разведку при крайне неблагоприятных атмосферных условиях, подвергшись обстрелу немецкой артиллерии, причем аппарат его получил много пробоин. Подвергая свою жизнь явной опасности, добыл самые точные сведения о противнике, чем дал возможность своевременно принять соответствующие меры для нанесения удара и отброса противника за реку Днестр».


С апреля 1916 года Сергей Аркадьевич командует 12–м авиадивизионом. В августе 1917 года ему присваивается чин подполковника и он получает назначение помощником инспектора (командующего) авиацией Юго–Западного фронта, говоря современным языком, является заместителем командующего авиацией фронта.


***


После Октябрьской революции Бойно–Родзевич оказался на стороне белого движения и воевал в авиачастях, входящих в состав белогвардейских формирований.


В сентябре 1918 года — заведующий авиацией и воздухоплаванием Сибирской армии, с марта 1919 года — начальник воздушного флота армии адмирала Колчака. Как воевали белые летчики под командованием нашего земляка? Ответ находим в публикациях советского периода по гражданской войне в Сибири. Так, в 1919 году при налетах белых аэропланов известные советские военачальники В.И.Чапаев и М.В.Фрунзе были ранены и чудом уцелели. Это говорит об эффективной боевой деятельности белой авиации. Надо справедливости ради добавить, что летали они на латаных–перелатаных самолетах, ничуть не лучших, чем у красных, чаще хуже.


После поражения Колчака полковник Бойно–Родзевич был пленен частями Красной Армии в Новониколаевске (Новосибирске). Некоторое время после этого работал в Москве на Центральном авиаскладе. Затем его след теряется. Несомненно, одному из руководителей белого движения, сподвижнику адмирала Колчака, оставалось немного шансов, чтобы выжить в последующие годы.


Михаил РЫСЬКОВ, историк.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter