Ставропольский край намерен стать наиболее универсальным партнером Беларуси среди российских регионов

Здравница, и кузница, и житница

Незабвенный товарищ Саахов из гайдаевской комедии «Кавказская пленница», кажется, на века сформулировал, что «Кузбасс — это кузница, Кубань — это житница, а вот Кавказ — это и кузница, и житница, и здравница». А Ставрополье — это тот самый Кавказ и есть, с санаториями, заводами и промышленным растениеводством. И во всех этих сферах край настроен на плодотворную кооперацию с белорусскими партнерами.

Во время посещения посла Беларуси в России Дмитрия Крутого учебного центра МТЗ в Ставропольском государственном аграрном университете.
ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ СТГАУ.

Да-да-да, это Кавказ

Ставропольский край — это уже действительно Северный Кавказ. Благодаря устойчивой репутации одного из главных производителей зерна его, бывает, считают чем-то вроде части Кубани, с которой край граничит. Вообще, Ставрополье — российский лидер по числу соседей, его окружают сразу восемь других субъектов федерации: Краснодарский край на западе и юго-западе; Ростовская область на северо-западе; на севере и северо-востоке — Калмыкия; на востоке — Дагестан; на юго-востоке — Чечня; на юге — Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкессия и Кабардино-Балкария. Идеальное место для своего рода хаба, центра, с которого можно торговать едва ли не со всем Кавказом. Ставрополь знаком практически всем как всероссийская житница, благодаря серьезному промышленному потенциалу вполне годится на роль кузницы. Ну а курортная агломерация края, состоящая из санаториев Кисловодска, Пятигорска, Железноводска и Ессентуков, по умолчанию присваивает региону статус всероссийской здравницы.

Надо сказать, что Ставропольский край уже сегодня один из главных партнеров Беларуси в Российской Федерации. За два последних года стороны вдвое нарастили взаимный товарооборот и приблизили его к довольно знаковой сумме в 0,5 млрд долларов. Как ожидается, прибавка совместной торговли по итогам 2023 года составит около 12 процентов к прошлогодней базе. Эти показатели держат Ставрополь в топ-15 партнеров для белорусского экспорта в Россию и в топ-25 по общим цифрам торговли. Товарообменные каналы между субъектами работают, как видно, вполне хорошо, учитывая, что в последнее время взаимный торговый баланс обогатился новой номенклатурой товаров из области нефтехимии, металлургии и легкой промышленности. Сейчас же перед партнерами весьма остро становится вопрос концептуального изменения парадигмы сотрудничества. И главный вектор развития Минск и Ставрополь видят в производственной кооперации.

Расти, сапфир, большой

Сейчас у Беларуси и Ставрополья только один значимый кооперационный промышленный проект. Фанипольский завод измерительных приборов «Энергомера» — это «дочка» ставропольской группы компаний с аналогичным названием. Предприятие в Беларуси закрывает до 70 процентов отечественного рынка счетчиков электроэнергии. Ключевые для приборов платы создаются на головном предприятии (автоматизированное производство работает в Невинномысской особой экономической зоне), с другими комплектующими они поступают в Фаниполь, где локализуются, собираются и заполняют белорусский рынок. Когда-то ставропольское предприятие было радиотехническим заводом, выпускавшим немного приборов учета. Но основным профилем предприятия было производство индикаторов для магнитофонов: те самые стрелочки, которые на «Весне» и «Электронике» показывали уровень выходного сигнала.

В 1990‑х индикаторы, как и советские «кассетники», целиком сильно потеряли в спросе, и завод перестроился на производство приборов учета, заняв половину российского рынка и большую часть белорусского. Кроме того, сейчас в группу компаний входит один из ведущих производителей искусственных сапфиров в мире, единственный крупный некитайский завод в этой сфере. Каждое третье стекло смартфона сделано из сапфира, выращенного в Ставрополе. Однако в первую очередь сапфировые пластины, сделанные в Ставрополе, служат для производства светодиодов. И, кстати, в этой отрасли у белорусов и ставропольчан вполне могут возникнуть общие интересы. Во всяком случае участие белорусских производств в «светодиодной» тематике совместно с лидерами рынка минералов совершенно не исключается.


Территория особого развития

Если сапфир и светодиоды — тема для сотрудничества в большей степени гипотетическая, то сборка белорусской техники в Ставропольском крае — вопрос, что называется, горячий. При этом правительство российского региона настроено оказать партнерам в этой области всевозможное содействие, сказал губернатор Владимир Владимиров.

— Я большой подвижник того, чтобы мы работали вместе. Мы готовы вместе садиться и рассматривать: площадки для производства, преференции, все, что необходимо. Сегодняшние вопросы, связанные с противодействием санкциям, показали, что нам необходимо все возможные импортозамещающие производства максимально локализовать внутри наших территорий. Мы готовы предоставить бОльшую площадку для работы на весь юг России в целом, и как вы выберете — так и будет. Где угодно можем предложить: в Ставрополе, в крае. Мы сейчас формируем две новые площадки нашего регионального развития — Ставропольская агломерация, Кавминводская (регион Кавказские Минеральные Воды. — Прим. ред.) агломерация. Можем Невинномысск (территория особого социально-экономического развития «Невинномысск». — Прим. ред.) показать — это перекрестье путей, хорошая площадка. Тем более что у нас там зона свободного экономического развития действует. Просьба этот момент рассмотреть, — заявил губернатор Ставропольского края на встрече с послом Беларуси в России Дмитрием Крутым.

Две названные Владимиром Владимировым создающиеся в Ставрополье агломерации призваны стать новыми точками инвестиционного роста региона. 1600 гектаров, выделяемых под предприятия-инвесторы, откроют новые возможности в промышленном развитии. Их выгода для инвестора представляется в том, что Ставропольский край в целом — коридор для экспорта продукции в Закавказье и на Ближний Восток. А новые зоны экономического роста активизируют экономику края и подчеркнут его значение как точки, связывающей Ставрополь с десятком близлежащих российских субъектов. Здесь планируется открыть транспортно-логистические центры и складские комплексы, промышленные производства, объекты торговли и бизнес-центры.
Применительно к белорусским интересам все три предложенные особые экономические зоны — Ставропольская, Кавминводская и Невинномысская — рассматриваются как точка возможного создания совместных белорусско-ставропольских производств.
Здесь может быть хорошая перспектива для производства машин на базе шасси МАЗ. У Минского автомобильного завода таких партнеров на территории России уже 34, у Ставропольского края неплохие условия для развития производства и большой интерес к взаимодействию с белорусскими автопроизводителями. Сейчас регион определяет потребность в такого рода технике, чтобы белорусские партнеры могли просчитать точку безубыточности нового производства и всю логистическую составляющую поставки комплектующих. Учитывая близость к Ставрополю восьми других регионов России, будущее проекта вполне просматривается.

Еще одна возможная тема для взаимной проработки — совместное производство автокомпонентов, учитывая загруженность белорусских производственных мощностей и спрос на подобную продукцию.

— По сборке мы готовы гарантировать условия: земля, подключение (к инженерным сетям. — Прим. ред.). Скажите, что нужно, чтобы такие производства у нас появлялись. У нас объем закупок техники большой, а еще мы обновляемся очень сильно. Хотели бы получать не просто технику, а совместный продукт, — раскрывает возможности губернатор.

И еще один вопрос ставропольчан к белорусам возник буквально в ходе встречи.

— Мы сегодня формируем производство автомобилей для людей с ограниченными возможностями, — обратился Владимир Владимиров к послу Беларуси. — Знаем, что в Республике Беларусь есть наработки в этой сфере. Хорошо было бы, если бы мы смогли посотрудничать в этой области, тем более что у нас есть сейчас запрос на такую продукцию, давайте проведем разговор, я готов обсуждать это сотрудничество.

Трактор как локомотив сотрудничества

Но, наверное, главной перспективой для белорусских машиностроителей в Ставрополе видится производство тракторов МТЗ. Этот вопрос возникает не первый год, и кажется, сейчас стороны подходят ближе к его реализации.
Все дело в том, что Ставропольский край — серьезная точка притяжения белорусской техники. 56 процентов тракторов в крае — белорусского производства. Поэтому даже то количество машин, которое работает сегодня в регионе, требующее простого обновления, даже без новых поставок, значительно.
С учетом того что местный торговый дом Минского тракторного завода работает на соседние регионы, получается неплохая перспектива для будущего сборочного производства. Конечно, возникают вопросы, например, относительно перераспределения добавленной стоимости между головным предприятием и сборочным филиалом и конкуренции с российскими производителями на российском рынке. Но это все в конечном итоге тема правильных расчетов, рассуждает посол Дмитрий Крутой:
— Мы должны очень хорошо считать. Есть сложившаяся доля белорусской техники, которая присутствует на рынке, есть среднесрочные планы покупки, мы ими обменяемся с российскими партнерами. И для того, чтобы не нарушить баланс рынка, мы должны посчитать точку безубыточности: сколько тракторов потребит сам регион и сколько мы потенциально можем поставить соседям, не создавая излишнюю избыточную конкуренцию внутри Ставропольского края с другими производителями.
Ведь даже сегмент рынка тракторов имеет специфику в том плане, что МТЗ присутствует в основном в низком и среднем модельном ряде по мощности. Более высокий сегмент ранее был отдан в основном западным производителям. Но сейчас в этой нише активно работают Кировский завод Санкт-Петербурга и Ростовский завод, которые активно импортозамещают ушедших с рынка поставщиков. Мы в этой линейке на сегодня не представлены и не планируем в нее заходить. Поэтому если мы между нашими промышленными ведомствами будем четко понимать эту пропорцию, то никаких проблем не возникнет и места на рынке хватит всем.

Виртуальный тренажер-симулятор «Кабина трактора МТЗ-1221».

Отдельная строка сотрудничества Беларуси и Ставрополья — поставки белорусской тракторной техники. Судя по тенденциям работы торгового дома Минского тракторного завода ­«МТЗ-Ставрополь», и иным производителям белорусской техники и компонентов мог бы быть интересным такой опыт. Торговый дом, кроме непосредственно Ставропольского края, работает на Ростовскую и Волгоградскую области, Краснодарский край, Калмыкию. В октябре прошлого года подразделение торгового дома заработало в Астрахани, участие в его открытии принял Премьер-министр Роман Головченко. В новой точке МТЗ — офис продаж, крупнейший в регионе склад запасных частей и площадка для ремонта и обслуживания техники.

— Назову только две цифры, чтобы было понятно, как повлиял на нашу работу филиал в Астрахани, — говорит генеральный директор ООО «ТД МТЗ-Ставрополь» Петр Чирва.  За весь прошлый год мы в Астраханскую область продали 44 трактора, а в этом году за 9 месяцев уже 110. Запчасти завезли, сервисную службу создали. Это затраты, да. Но все они возвращаются продажами.

Из таких данных нетрудно сделать вывод, что рынок белорусских машин на юге России может иметь тенденции к росту. Поэтому вопрос создания сборки где-то здесь не лишен здравого смысла. Оборот торгового дома за год и сегодня вполне солидный — около 3 миллиардов российских рублей машинами и до 0,5 миллиарда запчастями. Непосредственно Ставропольский край закупает довольно много тракторов преимущественно сельскохозяйственного направления. И здесь, и в соседних регионах есть спрос и на тракторную технику в коммунальном исполнении. То есть существует база, к которой можно прилично прирастать, если, говоря словами посла Дмитрия Крутого, «хорошо посчитать». И даже извечный вопрос с кадрами для нашей техники, как видится, может быть решен. В местном университете с 2021 года работает целый учебный центр Минского тракторного. Здесь, на площади 700 кв. м, одновременно могут заниматься до 120 студентов. Центр включает в себя шесть учебно-производственных и научно-исследовательских лабораторий.


— Здорово, что у руководства центра, университета есть планы дальше сотрудничать с МТЗ. Здесь даже появились свои кулибины, которые сами что-то изобретают, получив навыки в этом центре. Я бы очень хотел, чтобы такие ребята, способные и талантливые, побывали на наших предприятиях, в конструкторских бюро и МТЗ, и «Гомсельмаша», и МАЗа, показали свои разработки, и может быть, специалисты подсказали, в каких направлениях лучше двигаться дальше. Здорово, что, кроме учебной части, в центре есть еще переподготовка специалистов предприятий, которые раньше учились на старой технике и здесь могут увидеть новинки белорусской техники и новые подходы к ней. Для нас это косвенный интерес, и я в шутку студентов центра называю вторыми продажниками после нашего торгового дома, потому что ясно, что и фермеры, и холдинги, которые обучают здесь специалистов, впоследствии будут покупать белорусскую технику, — оценил перспективу посол Беларуси.

Сады грецких орехов? Не фантастика!

Сельхозпредприятия и фермеры Ставропольского края, в свою очередь, представляют собой отдельный интерес для белорусов в части сотрудничества в аграрной сфере. Специфика региона — растениеводство. Ставрополье — признанный лидер в производстве зерна. Пшеница твердых сортов, подсолнечник и семена рапса — значимый экспортный товар, часть этой продукции покупает и Беларусь. Вместе с тем, что касается кооперации, у Беларуси с краем только одна серьезная точка соприкосновения в растениеводстве — селекция семян. После ухода с рынка Союзного государства семенного материала европейского производства Беларусь и Россия значительно продвинулись в создании и районировании собственных культур. И все же прошлый год, когда пришлось в срочном порядке искать к посевной семена сахарной свеклы, показал, насколько аграрный рынок может быть уязвим.
Поэтому очевидна необходимость выхода на совместную программу со Ставропольским краем в части семеноводства, учитывая специфику российского региона. Параллельно в Ставрополе видят необходимость развивать сельское хозяйство и в молочно-мясном направлении. Серьезная кормовая база позволяет прокормить большое стадо, но в этой сфере как никогда была бы полезна консультативная помощь Беларуси.
— Губернатор сказал, что строительство молочно-товарных комплексов, комплексов по выращиванию крупного рогатого скота сейчас только на начальной стадии. Формируется большая региональная программа. Конечно, мы предлагаем свое оборудование: «Гомельагрокомплекта» и других предприятий и даже с возможностью локализации на Ставрополье, если это будет большая среднесрочная программа. Очевидно, что сырьевой и кормовой потенциал здесь огромный. Но есть много других нюансов. Поэтому программа продвигается пока медленно. Ведь и в Беларуси успехи молочной программы складывались фактически десятилетиями. Одномоментно молочную отрасль с нуля построить очень сложно. Поэтому здесь они могут только использовать наш опыт, и мы готовы, если будут готовы конкретные инвестиционные проекты, от проектирования до сдачи объектов под ключ, свои услуги предложить, — отмечает посол Беларуси в России.

Есть еще одна хорошая тема для сотрудничества — племенное дело. Ставрополье один из лидеров по племенным заводам, и вариант кооперации здесь также не исключен. Как любой Кавказский регион, Ставрополье обладает хорошими компетенциями в области овцеводства — и это также интересный предмет для разговора.
Край серьезно нацелился на развитие рыбоводства — и здесь уже белорусские компетенции и премиксы, аминокислоты и комбикорма биотехнологической корпорации могут быть вполне востребованы.
И своего рода украшением аграрного взаимодействия двух сторон может стать садоводство. Ставрополье — край садов, и губернатор Владимир Владимиров в качестве пилотного проекта готов предложить белорусам заложить в нашей стране несколько садов по отработанной технологии. И здесь речь может идти не только о яблоках, но и, например, о грецких орехах. Если в Беларуси стали вызревать арбузы, то почему бы и этой культуре не дать новое развитие на наших землях?

Торговля на три М

Если фрукты и прочие экзотические растения — только перспектива для обсуждения, то стандартная молочно-мясная продовольственная тематика — это бизнес сегодняшнего дня. Казалось бы, где Гродно и Брест, а где Ставрополь и Пятигорск, но тем не менее молоко и колбасы из Беларуси до Северного Кавказа доезжают и с местными товарами вполне конкурируют. Вадим Поплавский (так и представляется: «Фамилия, как у певицы, знаете, наверное?») несколько лет управляет сеткой белорусских магазинов в Ставрополе. Рассказывает, что сейчас в краевом центре три «Вераса», в следующем году планируют открыть еще столько же. Всего у сети больше трех десятков точек по региону:

Магазин белорусских продуктов «Верас» в Ставрополе.

— Ем ли я свою продукцию? Ха-ха, и сам ем, и дети любят. Семья ест только белорусское, я без лицемерия говорю: очень люблю все это. Паштет «Лакомка» — вообще мой любимый продукт, вкус детства, без всякой иронии. В наших магазинах 99 процентов белорусского товара. Самое ходовое — вареная колбаса, сосиски и сырокопченая колбаса, хорошо идут и зефиры, и молочка. С поставщиками работаем напрямую и с покупателями приходится работать. В принципе, с российскими сетями и местными продовольственными магазинами мы даже не чувствуем конкуренции. Мы 12 лет на рынке, и уже давно у нас свой сегмент, свои продажные фишки и своя аудитория. И, кстати, на предприятиях-поставщиках нас тоже слышат, учитывают и просьбы, и замечания.

По словам Вадима Поплавского, с белорусским товаром на Кавказе работать можно и нужно. Несмотря на то что продукты могут быть дороже, чем российские аналоги, покупателей привлекают и белорусский бренд, и белорусское качество. Ну и, конечно, надо знать, где открываться, говорит управляющий, десять лет работающий с белорусским. В новых районах с ипотечным жильем такой товар «не пойдет». А вот в проходных местах центра… Так что, советует специалист, в работе с тем, что сделано в Беларуси ищите три М: место, место и еще раз место. И покупатель придет.


Словом, для белорусского производителя продуктов не только Ставрополь и Северный Кавказ — весь Кавказский регион может стать премиальным рынком при должном подходе.
korotkin@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter