В начале беседы профильный вице-премьер сообщил, что планы по освоению новых моделей техники, обновлению парка сельхозмашин у производителей во многом связаны с инвестпроектами, которые были намечены в рамках договоренностей, достигнутых между двумя президентами — Российской Федерации и Республики Беларусь, — и обозначены для реализации в ближайшие годы. Он напомнил, что первоначально было запланировано к реализации 14 проектов, сейчас же число рассматриваемых проектов достигает 20.
— Мы затрагиваем все наши предприятия Министерства промышленности, т.е. повысится конкурентоспособность нашего продукта. На основании новых технологий появятся новые тракторы, комбайны, которые необходимы для решения поставленных перед Министерством сельского хозяйства задач, — пояснил Петр Пархомчик.
Он отметил, что в их числе есть и абсолютно новые направления:
— Те, которыми мы не занимались (речь о компонентах и комплектующих, которые ранее завозились из Европы). По «АМКОДОРУ» у нас три проекта, и все связаны с компонентной базой, т.е. производством деталей для лесной техники. Плюс отдельных компонентов, которые в мире производят несколько крупных мировых лидеров, — это харвестерная головка, манипулятор (который задействован в погрузке леса на соответствующие машины). И самое главное — мы пытаемся организовать проекты, связанные с телами вращения (шестерни, валы), при этом они должны соответствовать высокому классу точности изготовления.
Петр Пархомчик отметил, что белорусские промышленники добрались до решения сложных технических вопросов, в частности на базе Минского подшипникового завода:
— На постсоветском пространстве развалились все заводы, соответственно, сегодня раскрылась большая ниша для производства таких подшипников. Поэтому такой проект будет реализовываться на Минском подшипниковом заводе.
Также он рассказал о проекте, затрагивающем решение экологической проблематики:
— Это Минский тракторный завод. Стоит вопрос о выносе литейных производств, которые находятся в столице, скажем, в Брестскую область. Мы подходим к решению этого вопроса и постараемся в ближайшие 5–7 лет данную проблему решить.
Помимо этого, профильный вице-премьер затронул и тему сельхозмашиностроения. По его словам, «Гомсельмаш» также существенно раскроет свои возможности, расширив линейку производимой техники:
— В этом году он произведет 2,5 тысячи комбайнов. Отрадно отметить, что все, что он произвел, уже приобретено. Практически весь план следующего года законтрактован.
Среди этих планов и удовлетворение нужд белорусских аграриев:
— Сегодня все области заявляют потребности в пределах 100–120 комбайнов. Поэтому у «Гомсельмаша» будет очень сложная и напряженная задача по реализации поставленной цели.
Отдельной строкой в рамках реализации импортозамещающих проектов, по словам Петра Пархомчика, идет сфера микроэлектроники:
— Россия представила перечень компонентов в микроэлектронике, которые они готовы приобретать. Инвестиции будут составлять порядка 100 миллионов долларов.
Касаясь работы в целом всего промышленного сектора страны, заместитель Премьер-министра подчеркнул, что санкционная политика Запада наглядно продемонстрировала: все вопросы нужно (и можно) решать самим.
— Сейчас очень важно время, и этим временем нужно максимально дорожить. Как промышленник я чувствую: у нас есть 1,5–2 года, если мы успеем (за этот период. — Прим. ред.) что-то сделать — мы застолбим себе дорогу в будущее, — убежден профильный вице-премьер.
В целом, по его словам, Минпром демонстрирует стабильную динамику роста:
— По итогам десяти месяцев года он сработает в пределах 106–107 процентов к уровню прошлого года. Хотя этого недостаточно: Правительство ставит задачу достичь уровня 119 процентов, — отметил Петр Пархомчик, пояснив при этом: — Требуй невозможного — получишь желаемое.
Не осталась за кадром и работа автопроизводителя «БЕЛДЖИ».
— В этом году были определенные сложности, но мы решили все вопросы: в октябре мы произвели 3100 автомобилей, задача на ноябрь — произвести чуть больше 4 тысяч, в декабре мы замахнулись на 5 тысяч легковых автомобилей. Суммарно по году получится чуть более 25 тысяч, — рассказал Петр Пархомчик. — По количеству это немного меньше, чем в прошлом году (было 29 400), но в денежном выражении (с учетом того, что структура легковых автомобилей изменилась и мы стали производить более сложные и дорогие по стоимости автомобили) сумма будет на уровне прошлого года — более 500 миллионов долларов.
Заместитель Премьер-министра отметил и еще один позитивный момент:
— За пять лет (работы предприятия на отечественном рынке. — Прим. ред.) доля белорусских потребителей увеличилась до 35 процентов.
Что касается планов на следующий год, по словам Петра Пархомчика, заводу «БЕЛДЖИ» необходимо произвести как минимум 35 тысяч автомобилей:
— Хотя стоит прямая задача Президента выйти на 60 тысяч, т.е. выйти на проектную мощность, которая продиктована заводом. Сейчас важно разобраться, сможем ли мы такое количество автомобилей продать на белорусском и российском рынках. Если цифры будут подтверждаться и рынок готов будет потребить такое количество автомобилей, тогда будем выстраивать работу и планы так, чтобы выполнить поставленную задачу.
anufrieva@sb.by
Фото sb.by