Итоги совещания Президента с силовым блоком страны

Защитить страну всегда готовы

Ситуация вокруг Беларуси, новые угрозы национальной безопасности и меры реагирования на любые негативные проявления. Президент провел совещание с силовым блоком страны

Итоги проверки сил немедленного реагирования и контртеррористической операции обсудили в четверг во Дворце Независимости. Обстановка по периметру наших границ и в сопредельных государствах такова, что нам каждую минуту приходится быть начеку. Для этого и проводятся тренировки, учения, проверки. Но любая активность людей в погонах заставляет нервничать наших оппонентов и недругов. Остается лишь посоветовать им не напрягаться и не плодить фейки. Ответ Александра Лукашенко был предельно конкретным:
— Мы проводили и проводим тренировки. Сейчас они в силу сложившейся ситуации и угроз более масштабны. Поэтому мы на своей территории проводим учения. Перемещаем туда, куда считаем нужным, и совместную группировку Вооруженных сил, и свои Вооруженные Силы. Точка. Никакого иного замысла, никакой конспирологии.

Что ответил Президент на кривотолки вокруг военных маневров?

Как только на территории Беларуси начинаются какие‑либо совместные учения белорусских и российских военных, деструктивные ресурсы тут же пытаются «раскачать лодку». Чем только не пугают общество: и «втягиванием» Беларуси в СВО в Украине, и «агрессией» со стороны России, и «сдачей» суверенитета страны. Но Александр Лукашенко в который раз на корню развенчивает все домыслы по поводу проведения военных маневров:
— Хочешь мира — готовься к войне. Не мною придумано и не вами тоже. Этим самым я хочу ответить на разного рода кривотолки, которые появляются в нашем обществе, особенно в интернете, по поводу перемещения Вооруженных Сил Беларуси и совместного перемещения Вооруженных сил Беларуси и России. 
Еще раз хочу напомнить, кто забыл. У нас создана, согласно давнему договору с Российской Федерацией, группировка Вооруженных сил Беларуси и России для совместного реагирования на угрозы нашему союзу. Мы проводили и проводим тренировки. Сейчас они в силу сложившейся ситуации и угроз более масштабны. Поэтому мы на своей территории проводим учения. Перемещаем туда, куда считаем нужным, и совместную группировку Вооруженных сил, и свои Вооруженные Силы. Точка. Никакого иного замысла, никакой конспирологии. Все, как я сказал.


Для чего нужны силы немедленного реагирования и как проходила их проверка?

На совещании обсудили две темы: итоги проверки боеготовности сил немедленного реагирования белорусской армии и контртеррористические действия силовиков. По первой части Главнокомандующий пояснил:

— Как я уже сказал вначале, мы не можем исключать, что против нашей страны может быть развернута агрессия. По крайней мере, такую готовность со стороны наших соседей мы видим. Знаем, кто подталкивает в спину (не то в другую точку тела) этих самых соседей для того, чтобы они создавали напряженность на наших границах. Поэтому мною было принято решение провести проверку сил немедленного реагирования.  
У нас в армии есть силы так называемого мгновенного реагирования. Если вдруг что‑то неожиданно, то эти силы за определенный промежуток времени поднимаются по тревоге и направляются в ту точку, где существует напряжение.

Президент уточнил, что были проверены два направления — западное и северо‑западное. Ответственным за эти мероприятия был Государственный секретарь Совета Безопасности Александр Вольфович и в целом Госсекретариат Совбеза. Александр Лукашенко подчеркнул:
— Я точно знаю, что все было абсолютно закрыто, скрыто. Все как в военное время. 
Были подняты соответствующие подразделения с определенной задачей. Средства массовой информации и особенно телевидение знакомили с этим общество. Помните: выход, переправа двух подразделений через Неман и Березину, понтонные мосты, которые должны были быть возведены быстро и обеспечить переход. А также мы прикрывали южное направление силами Денисенко (Вадим Денисенко, командующий силами специальных операций Вооруженных Сил Беларуси. — Прим. ред.). Ребята выходили по своим направлениям, не форсировав никаких преград.


Президент не стал скрывать, что в предложениях, которые были внесены на его рассмотрение, был один настораживающий фактор:

— Марши совершались очень далекие, длительные, больше ста километров. Меня это напрягало. Но всякое может быть в войну, и я согласился. Мы провели тренировку и учения сил быстрого реагирования в армии. На всякий случай. Все мы должны учиться.

«Были задействованы самые подготовленные ребята». В чем суть проверки по второму направлению?

Второе направление проверки — контртеррористическое. Президент обозначил, в чем его суть и для чего оно было необходимо:
— Никто не исключает, что изнутри (что маловероятно, невозможно практически) и извне вторгаются на территорию Беларуси террористические группы и захватывают или отдельное здание, дом, государственное учреждение, школу, не дай бог, или же в целом какой‑то населенный пункт. И вот тут проводится контртеррористическая операция.

По словам Александра Лукашенко, была создана соответствующая обстановка — с задействованием самых подготовленных военнослужащих инсценировался захват части населенного пункта:

— Действовали наши ребята из сил специальных операций. Им противостояло антитеррористическое подразделение под руководством Комитета госбезопасности.  
Антитеррористическое направление — это прерогатива не армии, а КГБ, оно управляет, организует контртеррористическую операцию, привлекая нужные средства и силы.

На что нужно обратить внимание по итогам проверки?

Александр Лукашенко добавил, что на сегодня операции полностью завершены, все задействованные в них силы и средства находятся в местах постоянных дислокаций. А на совещании участники детально рассмотрели, как проводились обе операции. При этом Главнокомандующий откровенно заметил, что были и определенные недостатки:

— Скажу прямо, ничего не скрывая, чтобы мы тут не щелкали каблуками и не кричали ура: были и недостатки. На этих недостатках я хотел бы, чтобы было сосредоточено внимание. Потому что в случае военных действий эти недостатки станут критическими — погибнут люди. Этого допустить нельзя.



Государственный секретарь Совета Безопасности Беларуси Александр Вольфович рассказал журналистам о некоторых итогах совещания:

♦ Специально никто не ставил задач проверить воинские части, силовой блок именно в тяжелых погодных условиях. Но все способствовало этому. Погодные условия действительно были очень тяжелые: снег, гололед, мороз. Очень сложные задачи стояли перед инженерными частями. В тяжелейших условиях были наведены понтонные переправы (через Неман и Березину). Инженеры наши очень качественно, быстро справились с поставленными задачами. Техника благополучно прошла через переправы, вышла к указанным объектам в назначенное время и дальше выполняла тактические, огневые задачи.

♦ В целом государственная система реагирования на акты терроризма и действий сил немедленного реагирования у нас отработана, готова. Части и подразделения с задачами справились. Но при этом не надо самоуспокаиваться.

♦ Было уделено детальное внимание тому, что не получилось, даны жесткие указания. Людям в погонах вообще никогда нельзя расслабляться. А сегодня, исходя из обстановки вблизи наших границ и анализа действий наших соседей по милитаризации, учитывая их агрессивные планы, захватнические мысли, надо готовить наши силы к тому, чтобы они в любой момент были готовы выйти и выполнить свои задачи — прежде всего обеспечить безопасность страны и народа. Это интересовало сегодня Президента. От него получены конкретные поручения — что надо подкорректировать, усовершенствовать.

♦ Самое главное, все есть. Нужно качественно выполнять то, что спланировано: отрабатывать программы боевой подготовки, готовить молодых офицеров всех силовых структур к выполнению задач по предназначению.

♦ Проверка показала, что сегодня наши солдаты, молодые офицеры, командиры подразделений нацелены и мотивированы выполнить поставленные задачи качественно и на отлично. Они понимают, что за спиной — жизнь их семей и близких, они обеспечивают их защиту и гарантируют безопасность страны.

♦ Когда мы периодически проверяем, мы уверены в том, что части способны выполнить те задачи, которые перед ними стоят. Поэтому проверки будут продолжаться. Сделается детальный анализ, кое‑что поправим и будем дальше работать.

konon@sb.by

konoga@sb.by

Во время мероприятий по проверке боевой готовности войск.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности:

— Все наши концепции и доктрины в области военной безопасности были оборонительными. Цели, которые ставила перед собой белорусская армия, — не допустить войны. Беларусь всегда стремилась формировать пояс добрососедства вокруг своих границ. Еще не так давно пограничная служба не имела военной техники и главной ее задачей была охрана государственной границы. Теперь пришлось вернуть советский принцип — защита и охрана. Опять на границу вернулась боевая техника и вооружение. Небезосновательно! Даже когда мы последние 20 лет демонстрировали лояльность и миролюбие, страны Балтии и Польша были активными полигонами НАТО, где накапливался наступательный резерв против нас. Мы долго старались не акцентировать на этом внимание, но всему есть предел. История учит, что скопление войск у наших границ никогда не имело мирный или оборонительный характер. Так было в 1941‑м, так было и до него. И сегодня обстановка не отличается ничем. Но в этот раз блицкриг у Запада не получится. Наши Вооруженные Силы теперь готовы дать отпор и тактически, и стратегически.  
Военные учения и маневры на своей территории для обучения и слаживания войск — это норма. И мы будем учиться тому, что необходимо на войне. Учения мы прекращать не станем. К войне должны быть готовы все: не только армия, но и гражданский комплекс. А войну готовим не мы, готовят ее нам. Мы официально объявили о том, что не будем ни на кого нападать. Кто‑нибудь из наших соседей еще заявлял такое? Нет. Все говорит о том, что боеготовность и боеспособность армии в современных условиях — это вопрос номер один. И снимать его с повестки — значит запланировать поражение. Запад должен бояться не нас, а войны с нами. И нам этого будет достаточно.
Александр Маркевич, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности:

— События, которые сегодня происходят на южных рубежах границы нашей страны, в Прибалтике и Польше, отчетливо свидетельствуют о том, что коллективный Запад сделал ставку на максимальную длительность конфликта и использование Украины в качестве плацдарма для ослабления и уничтожения путем военного поражения России как суверенного и цельного государства. Прежде всего это проявляется в милитаризации государств НАТО, которые активно оснащаются современными видами вооружения, а также увеличении количества военных сил непосредственно у границ Беларуси. Визит Зеленского в США в очередной раз подтвердил, что Америка воюет руками Украины и они не заинтересованы в ближайшем урегулировании конфликта, выходе на мирные договоренности о прекращении военных действий. Выделение США военной помощи в размере 2 миллиардов долларов, ракет M142 HIMARS, современных зенитно‑ракетных комплексов и комплектов для переоборудования неуправляемых авиабомб с высокой точностью и поражением говорит об одном: это оружие может использоваться в том числе для поражения целей непосредственно у наших границ и на территории Беларуси. Нельзя забывать и о союзных договоренностях, в рамках которых на территории Беларуси сегодня развернута региональная группировка войск Союзного государства.
Глава государства на совещании озвучил очень верный и своевременный посыл: «Мы не можем исключать, что против нашей страны может быть развернута агрессия. По крайней мере, такую готовность со стороны наших соседей мы видим и знаем, кто подталкивает в спину этих самых соседей для того, чтобы они создавали напряженность на наших границах». Это не говорит о том, что в нашей стране ведется непосредственно подготовка к агрессии. Вопрос в том, что мы не можем знать наверняка, что, когда у стран коллективного Запада и США все пойдет не по плану, они не перейдут к вооруженной агрессии против нашей страны. И мы должны быть готовыми защитить свой народ, государство, сохранить суверенитет и независимость.
Сергей Рачков, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности:

— Нужно отметить, что проведение проверки готовности спецподразделений к отражению террористических атак — широко распространенная практика во многих государствах. Для этого есть серьезное основание: в последнее время террористические акты осуществляются при негласной поддержке других стран. Например, подрыв газопровода «Северный поток», который можно отнести к актам государственного терроризма. С другой стороны — ситуация в Сирии, свидетельствующая о том, что терроризм становится политическим инструментом. В данном случае была создана мощная террористическая организация, получавшая подпитку со стороны стран так называемого коллективного Запада. 
Так, при неудачных свержениях власти ненасильственными способами в ход идут любые средства, в том числе и терроризм. 
Поэтому я считаю поставленную Президентом Беларуси задачу о проверке боеготовности контртеррористических подразделений КГБ к отражению возможной террористической атаки через специальное моделирование ситуации исключительно обоснованной и актуальной.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter