Подробности совещания у Президента об обстановке на государственной границе

Защитить страну и народ

Безопасность госграницы, разность взглядов Беларуси и ЕС на проблему беженцев, развенчивание польских фейков и о чем Лукашенко и Меркель договорились пока не рассказывать

Уже десять дней сохраняется тревожная обстановка на польской границе. Измученные холодом и бесчеловечным отношением западной демократии, безоружные беженцы с детьми умоляют польские власти пропустить их в Евросоюз. Но в ответ — стена непонимания, черствость и цинизм. Не выдерживая издевательств, несчастные люди готовы даже бросаться на колючую проволоку. Но по ту сторону их встречают водометами и слезоточивым газом. Ситуация накалена до предела. Вчера ее обсуждали на совещании во Дворце Независимости. С первых же минут Александр Лукашенко четко обозначил основную задачу:
— Нам сейчас главное — защитить свою страну и свой народ, не допустить столкновений.

Стена непонимания

Вот так, можно сказать, в одночасье обеспечение безопасности государственной границы стало для нас наиважнейшим вопросом. И дело ведь не только в возрастающем потоке беженцев на территорию Беларуси, поведении поляков и ЕС в целом. Проблема в том, пояснил Президент, что на границах соседей, прежде всего Польши, находятся не только пограничники:

— Там наращивается ударная группировка войск — до 20 тысяч личного состава с авиацией и бронетехникой. Все это делается под видом защиты Европейского союза от вторжения беженцев из стран, которые разбомбила и разграбила западная коалиция во главе с США. Я только не понимаю (как здесь правильно СМИ отмечают), зачем против беженцев самолеты, вертолеты и танки.

В этой ситуации, по словам Александра Лукашенко, поражает реакция польских политиков и чиновников Европейского союза:
— Вместо поиска совместно с белорусской стороной решений Евросоюз сворачивает проекты трансграничного сотрудничества и взаимодействия. 
Кроме того, угрожают новыми пакетами санкций и строительством аж пятиметровой стены, подумывают о полном закрытии границ с Беларусью. Ради бога, если больше нечем заниматься, мы не возражаем.

Фото  БЕЛТА

Свобода слова по-польски

Глава государства напомнил, что ранее на совещании с Правительством ставил задачу по обеспечению беженцев, которые оказались на территории Беларуси, самым необходимым, чтобы они могли просто выжить. При этом наша страна была и остается абсолютно открытой для информационного освещения ситуации на границе. Чего, увы, не скажешь о польских властях, которые так радеют за свободу слова, но на деле грубо перекрыли кислород своим СМИ.

— Мы не закрываем рты журналистам, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Любой представитель прессы, белорусской и зарубежной, может приехать и вести репортажи с любой точки государственной границы.

И это сегодня очень принципиальный момент. Ведь обстановка наэлектризована до такой степени, что любая искра, любая провокация может оказаться фатальной. И мир должен как минимум знать правду о том, что в реальности происходит и кто в этом виноват. Глава государства обратил внимание на предпринимавшиеся попытки доставки оружия в стихийный лагерь беженцев и на провокации, которые могут привести к силовому конфликту:

— Этого допустить ни в коем случае нельзя. 
Нельзя, чтобы эта так называемая проблема стала развязыванием горячего противостояния.
фото Виталия Пивоварчика.

Надо спасти людей

Осознают ли это политики в Евросоюзе? Очевидно, далеко не все из них настроены на конструктив. Хотя первые позитивные сигналы есть. На совещании Президент раскрыл детали своего состоявшегося накануне телефонного разговора с и.о. канцлера Германии Ангелой Меркель. Забегая вперед, отметим, что без интриги здесь не обошлось. Но Александр Лукашенко предпочел обо всем говорить по порядку.

Первый вопрос. Беженцы и эскалация на государственной границе.

— Мы пришли к единому мнению, что эскалация никому не нужна — ни Европейскому союзу, ни Беларуси, — сообщил Президент. — И допустить эскалации, как бы кому-то этого ни хотелось, вплоть до горячего столкновения, мы не можем. Да мы никогда и не шли на эту эскалацию. Я только что сказал, что на границе с той стороны около 20 тысяч вооруженных людей. 
Мы не развернули ни одного взвода, ни одной роты военных на границе. Такого приказа Главнокомандующий Вооруженными Силами армии не отдавал. Но планы противодействия любой агрессии с их стороны мы имеем. Такую команду министру обороны и другим генералам, силовым структурам я отдавал.
Второй вопрос. Приток беженцев.

По этому вопросу, заметил Александр Лукашенко, у Беларуси и ЕС взгляды разные:

— Они очень озабочены притоком беженцев в Беларусь. Но они абсолютно не знают, что не мы их сюда зовем, и не знают, что около 5 тысяч на сегодняшний день (на 16 ноября. — Прим. ред.) — это люди, которых мы за осень вернули обратно. То есть мы не собираем по всему миру беженцев и не привозим в Беларусь, как Польша проинформировала Европейский союз.

Белорусский лидер пояснил, что тех, кто законно приезжает в нашу страну, мы принимаем: 

— Так же, как и в любой другой стране. У кого хоть малейшее нарушение закона — в самолет и обратно. Вот таких около 5 тысяч на сегодняшний день. Я проинформировал канцлера Германии по этому вопросу.

Чуть позже Александр Лукашенко озвучил более подробную информацию. Так, из Ирака стремились попасть в Беларусь 3042 человека, Ирана — 696, Сирии — 487, Афганистана — 19, Египта — 215, Ливии — 242. Все они были отправлены обратно.

фото Виталия Пивоварчика.

Третий вопрос. Что делать с беженцами на границе.

Основная проблема, на обсуждении которой настоял белорусский лидер, — стихийный лагерь более чем из 2 тысяч беженцев на границе. В течение недели эти люди находились в лагере в 800 метрах от погранперехода «Брузги».

— Вчера (15 ноября. — Прим. ред.) они снялись с этого места, прошли 800 метров и заполнили пограничный переход «Брузги». Это самая большая проблема. Проблема, как я сказал Меркель, состоит в том, что, если мы не спасем этих людей, мы будем биты: и Беларусь, а тем более ЕС, который не пропустил этих беженцев. Поэтому с этими людьми надо немедленно что-то решать. 
В связи с этим я внес предложение в целом по развязке ситуации. Не буду его сейчас конкретизировать. Мы договорились с Меркель, что мы не будем пока об этом говорить конкретно. Она попросила время, паузу для того, чтобы обсудить это предложение с членами Евросоюза.
Четвертый вопрос. Доступность гуманитарной помощи.

Глава государства сразу же пояснил, почему возник этот вопрос:

— Германию, Меркель и весь Европейский союз поляки ввели в заблуждение, что гуманитарную помощь беженцы не получают, и причина тому — Беларусь, якобы мы блокируем поставку гуманитарной помощи для этих беженцев. Польша вот якобы хотела, но ее не пускают. На что я заметил: «Какие проблемы могут быть у поляков, чтобы передать гуманитарную помощь?» Вы же все видели эту картинку. Пожалуйста, привозите к границе, отдавайте через эту колючую проволоку, которую вы выстроили там. Если хотите убрать колючую проволоку, мы не против — убирайте и подъезжайте прямо к беженцам. Никаких здесь препятствий нет и быть не может. Поэтому это просто вранье, фейк, чтобы еще больше натравить Европейский союз и уже население, которое живет в ЕС, против Беларуси.

Александр Лукашенко возмутился также вбросом о том, что Беларусь якобы не пускает к беженцам и представителей ­УВКБ ООН:

— Но я даже по телевизору видел, что они приезжали туда, разговаривали с этими мигрантами, СМИ это донесли до людей.

В связи с этим Президент, по его словам, порекомендовал Меркель смотреть иногда если не белорусское телевидение, то интернет:

— Это же все мы продемонстрировали. 
То есть идет вранье и нагнетание антибелорусской истерии, прежде всего Польшей, Литвой, Латвией. И Украина, к сожалению, к этому подключилась.
фото ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО.

Александр Лукашенко и Ангела Меркель договорились постоянно быть в контакте до разрешения этой проблемы:

— В ближайшее время мы переговорим еще раз по этому вопросу. И я уже сказал, что мне хотелось бы услышать ответ на мое предложение Меркель по развязке этого конфликта. Мы также договорились, что наш министр иностранных дел Макей и Боррель (глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель. — Прим. ред.) будут постоянно в контакте и обсуждать эти вопросы.

Что касается лагеря беженцев, Глава государства отметил, что организован подвоз туда дров, установлены палатки для кормления детей, женщин. И к Беларуси здесь не может быть никаких претензий, мы делаем все, чтобы защитить этих людей, подчеркнул Александр Лукашенко:

— Мы организовали медпункт. Это очень актуально. Я попрошу не сворачивать эту помощь, потому что вы видите, какая погода. 
Мы отмечаем, что все больше и больше болеют дети. И нам надо их спасти. Надо спасти, пока будет развязка этого конфликта. Я думаю, она в ближайшее время будет.
Фото  БЕЛТА

Мир не без добрых людей

Надеется Александр Лукашенко и на то, что к разрешению возникшего кризиса на польской границе подключатся и сами представители Ближнего Востока:

— Есть много добрых людей, которые готовы внести значительный вклад в урегулирование ситуации с беженцами. И не только на границе Беларуси, Польши, Литвы, Латвии. К ним бы я отнес Объединенные Арабские Эмираты. Руководство этой страны имеет большой опыт работы с беженцами, они уже принимали участие в развязке подобных вопросов в мире и работали с тысячами беженцев.

фото Виталия Пивоварчика.

Президент отметил, что Беларусь и ОАЭ постоянно находятся в контакте и есть понимание, что Эмираты готовы подставить свое плечо в урегулировании кризиса с беженцами на границе:
— Хочу еще раз заявить, что мы на сегодняшний день готовы использовать любое мероприятие, любое движение и любую помощь со стороны любого государства. Тем более дружественного нам государства. Такого, как Объединенные Арабские Эмираты. Я в ближайшее время планирую с руководством Эмиратов переговорить для того, чтобы они подключились к разрешению этой проблемы. 
Тем более это мусульманское население, у них неплохое взаимопонимание между странами и между народами. Думаю, что Эмираты могли бы сыграть здесь значительную роль.

Ложка дегтя в бочке меда

А вот кто уж точно не хочет, чтобы ситуация с беженцами наконец-таки разрешилась, мало того, обвиняет, даже оскорбляет Ангелу Меркель в стремлении наладить диалог с белорусским ­Президентом, так это наша «беглая оппозиция». Какими только словами не называли Меркель «обиженные змагары» в своих телеграм-помойках. Александр Лукашенко все это видел и на совещании жестко высказался по данному поводу:

— Казалось бы, все люди уже хотят развязки этой. Только не наши мерзкие «беглые оппы», которые там находятся. После нашего разговора с Меркель они просто взбесились. Они бедную эту женщину — канцлера Германии — исполосовали вдоль и поперек: и такая, и сякая, и «утка хромая», и зачем тебе надо было с ним разговаривать, с этим диктатором… И пошло-поехало! 
Встает вопрос: вы людей защищаете и готовы сегодня воспользоваться любой помощью или у них вопрос «рэжыма Лукашэнкi», як яны кажуць? Ну да, режим Лукашенко. И с этим режимом вам придется иметь дело, господа «оппы» и другие, сидящие там, за границей, и подкармливаемые рукой Соединенных Штатов Америки прежде всего.
Участники совещания у Главы государства по его итогам рассказали журналистам, о чем шел разговор, а кроме того, ответили на самые актуальные вопросы, касающиеся обстановки на государственной границе и оказания помощи беженцам.

Фото Рейтер.

Виктор Хренин, министр обороны:

♦ На совещании мною было доложено, как выполняется поставленная на прошлой неделе Президентом задача отслеживать все движения, в том числе и войск, в сопредельных странах. В этом плане мы нарастили имеющиеся у нас виды разведки. Мы четко видим, что происходит, какие мероприятия проводятся на территории стран Балтии и Польши. На приграничной территории Польша разместила группировку из 23 тысяч военнослужащих, которые выполняют задачи по так называемой борьбе с беженцами, для них на границе оборудовано 13 лагерей. Считаем это определенным вызовом и угрозой.

♦ К сожалению, мы не видим в этом и логику. На их неадекватные действия мы планируем свои адекватные действия, дабы не создавать напряженности в регионе и конфликтной ситуации. Тяжело просчитать, какие решения они принимают. Хотя мы предполагаем, что, наверное, наши соседи пытаются поиметь политические и экономические бонусы, а может, даже и весь Евросоюз втянуть в эту проблему, которая создалась на нашей госгранице.

♦ Нами подготовлены планы на все возможные варианты развязывания (конфликта. — Прим. ред.) или провокации, которые могут проходить со стороны наших соседей.

♦ В рамках Венского документа, если возле государственной границы скапливается более 6 тысяч военнослужащих, мы обязаны начинать обмениваться данными и проводить соответствующие консультации. Мы за этим вопросом через наш аппарат атташе обращались в польское военное ведомство и до сих пор никакого ответа не получили, что это за мероприятия. На контакт с нами они не идут. Наш атташе вызывался в польское военное ведомство на прошлой неделе, где были предъявлены необоснованные обвинения в наш адрес. Было сказано, что наши военнослужащие нарушили их госграницу и вошли вглубь. Мы попросили, чтобы они предъявили факты, — до сих пор этого нет. Мы со своей стороны пригласили их военного атташе, довели нашу позицию и попросили предоставить обвинительные факты и все-таки пойти на консультации и диалог. Диалога нет. В результате их военный атташе просто собрался и уехал: в отпуск или куда, не знаю.

Анатолий Лаппо, председатель Государственного пограничного комитета:

♦ Обстановка на границе контролируемая. Естественно, есть напряжение в районе пункта пропуска «Брузги», где скопились более 2 тысяч человек. Такого еще никогда не было. Конечно, я не скрываю: есть нагрузка. Но на то мы и пограничники, люди военные, чтобы служить и терпеть нагрузки.

♦ Нам, пограничникам, больно смотреть, когда дети, женщины ночуют на земле. Маленькие детки… Я скажу, это «зрелище» не для слабонервных. Рассчитываю, что Евросоюз одумается и пустит этих несчастных людей, детишек к себе.

♦ С белорусской стороны беженцам оказывается гуманитарная помощь. Что касается польских коллег, я не видел ни одного польского пограничника, который бы передал ребенку через колючую проволоку хотя бы бутылку воды. Если этот ребенок обращается за помощью к нам, ни одного случая не было, чтобы мы отказали. А есть кадры, когда польский пограничник пьет воду, подходит малыш 3—4 лет, протягивает руки, показывает жестом «дай попить», тот отворачивается. Если бы поляки хотели оказать помощь, ну подайте даже через эту «колючку», дайте ребенку попить. Ну привезите на территорию, отдайте пакеты — покушать, попить. Я такого не видел. Думаю, и не увидим.

Иван Кубраков, министр внутренних дел:

♦ С учетом увеличения количества иностранных граждан, прибывающих в нашу страну, органами внутренних дел обеспечивается охрана общественного порядка в местах концентрации иностранцев как в городе Минске, так и в целом на территории республики. Каких-либо проблем с нахождением на нашей территории иностранных граждан нет. Ситуация находится под контролем. Сил и средств для этого достаточно. 

♦ С 1 сентября 2021 года по сегодняшний день из Беларуси выбыло восемь тысяч иностранных граждан через международные пункты пропуска. В отношении 1500 иностранных граждан были составлены административные протоколы за нарушение миграционного законодательства и принято решение об их депортации. 

Важные акценты, которые расставил Президент во время совещания

Об опасности происходящего

— Самое опасное — это попытка подбросить в лагерь (беженцев. — Прим. ред.) оружие. Вы понимаете, что заинтересованность в том, чтобы кто-то выстрелил в ту сторону, огромная. Один выстрел — и горячее противостояние неизбежно. Поэтому мы отвлекаем колоссальные силы, чтобы это предотвратить.

О том, сколько беженцев проникает с нашей территории в Евросоюз

— Можно сказать, что мы имеем информацию из их источников — официальную и неофициальную. Ежесуточно с территории Беларуси на территорию Польши, Литвы и Латвии (и мы это признаем, открыто говорим), по их источникам, проникает более 600 человек. 660—700 человек ежесуточно.

О действиях поляков в отношении беженцев

— Что они делают, мерзавцы? Они отлавливают этих людей, вплоть до границы с Германией, если кто-то не успел про­ехать Польшу. Кстати, с помощью поляков, украинцев и немцев. Они прежде всего от границы везут этих людей в Германию. Если не успели, они хватают, избивают и выкидывают на государственную границу. У нас таких людей 330 человек, кроме этого лагеря, где более 2100 человек. 330 человек — больше-меньше — находятся между двумя проволоками, между двумя заграждениями. Нашими инженерными сооружениями и тем забором, который они выстроили. Вот так они болтаются по линии государственной границы — изможденные, перебитые, избитые. Пока снова не прорвутся через колючую проволоку и не пройдут на территорию Польши.

ПОДРОБНОСТИ

Обо всех нюансах оказания гуманитарной помощи беженцам на польской границе журналистам рассказала председатель Совета Республики Наталья Кочанова:

— Оказание гуманитарной помощи белорусской стороной не прекращалось. Я еще раз могу заверить всех, что мы будем делать это, несмотря ни на что, потому что это люди, они оказались в непростых условиях. И белорусская сторона сделает все, чтобы этих людей накормить и обогреть.

О чем еще говорила спикер верхней палаты Парламента:

♦ К оказанию гуманитарной помощи присоединились многие государственные организации и структуры. В сборе помощи на постоянной основе участвуют и общественные объединения, в том числе Белорусский союз женщин, Белорусский республиканский союз молодежи и Федерация профсоюзов Беларуси.

♦ На сегодняшний день беженцам роздано почти 40 тонн гуманитарной помощи. В запасе уже есть десять тонн.

♦ Также у беженцев имеется возможность обратиться за медицинской помощью. Врачи уже помогли 60 беженцам, в том числе шестерым — в понедельник.

♦ В настоящее время рассматривается возможность установки обогреваемой палатки рядом со стихийным лагерем, который образовали беженцы у въезда в польский пункт пропуска «Кузница Белостокская». Здесь продолжится оказание гуманитарной помощи, в том числе раздача продуктов питания.

Фото Рейтер.


фото Виталия Пивоварчика.

фото ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО.

konon@sb.by

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter