Энергетики ратуют за рынок электроэнергии

Запутались в электрических сетях

Энергетики ратуют за рынок электроэнергии

Министерство энергетики показало журналистам последние достижения отрасли. Увиденное и услышанное во время пресс–тура впечатлило. Вот, к примеру, одна лишь цифра, которую назвала пресс–секретарь Минэнерго Жанна Зенькевич: в прошлом году в отрасль было инвестировано более 18,5 триллиона рублей. Сумма колоссальная. И, что немаловажно, — потраченные деньги окупятся с лихвой. К примеру, ввод в строй и выход на проектную мощность в этом году новых генерирующих мощностей на могилевских ТЭЦ–2 и ТЭЦ–3 позволят экономить в год более 3 миллионов долларов. Однако энергетики не спешат хлопать в ладоши. В экономике отрасли не все так радужно...

 


Реализованные проекты — как, впрочем, и те, которые еще в планах, — снижают издержки, помогают сберечь топливо при выработке тепла и электричества. Но наряду с этим энергосистема теряет целостность. Только один пример. Могилевская ТЭЦ–2 создавалась исключительно для нужд построенного в советские времена крупнейшего в Европе химического предприятия — комбината синтетического волокна (ныне — ОАО «Могилевхимволокно»). А что сейчас? «Могилевхимволокно» создало свои мощности, на которых вырабатывает под собственные потребности пар и электроэнергию. А расположенную через дорогу ТЭЦ рассматривает как резервный вариант. Вот и пришлось энергетикам тратить миллионы долларов, чтобы построить теплотрассу под мостом через Днепр. От нее тепло ТЭЦ–2 поступает в другой конец города. Только за счет этого удалось сохранить объемы вырабатываемой энергии. А не окажись денег на стройку, на ТЭЦ, возможно, пришлось бы сокращать выработку тепла и электричества. Что автоматически увеличило бы их себестоимость.


«Могилевхимволокно» — пример один из множества подобных. Сегодня на Могилевщине 20 процентов энергии предприятия вырабатывают на тех мощностях, которые монтируют у себя сами. Как не без горечи отмечают энергетики, не делает это или ленивый, или совсем бедный. Это выгодно. Потому как стоимость киловатт–часа собственного производства будет значительно меньше того, который продают энергетики. По сути, таким образом предприятия уходят от так называемого перекрестного субсидирования — когда крупный потребитель платит больше, чтобы покрыть расходы на энергоснабжение частных лиц, рассчитывающихся за электричество по тарифам, не покрывающим затраты. На первый взгляд в этом присутствует элемент социальной справедливости, когда богатый помогает бедному. Но богатые, как известно, тоже плачут. А поплакав, начинают считать деньги. И создают свои мощности, производящие тепло и электричество. Энергетики считают: от перекрестного субсидирования давно пора отказаться. В стране должен существовать рынок электроэнергии, когда потребитель платит за этот специфический товар столько, сколько он стоит. Да, могут значительно вырасти тарифы для населения. Но специалисты утверждают: каждый из нас давно уже платит за электричество 100 процентов от его стоимости. Пусть и не напрямую. Генеральный директор «Могилевэнерго» Константин Путило объясняет:


— Официально считается, что частный потребитель оплачивает от 60 до 70 процентов реальной стоимости киловатт–часа. На первый взгляд цифры верные. Но давайте посмотрим шире. Предприятия, оплачивая энергию по повышенным тарифам, включают стоимость тепла и электроэнергии в себестоимость. Повышая таким образом цену товара, за который мы рассчитываемся в магазине, и покрывая тем самым расходы производителя. И где здесь экономия? Из–за якобы удешевления энергии для населения предприятия вынуждены увеличивать стоимость своей продукции, делая ее плюс ко всему неконкурентоспособной на рынке.


Несколько лет назад в Германии я наблюдал, как там внедряются альтернативные источники энергии. Впечатлений осталась масса. Сегодня и у нас в стране появляются ветропарки, солнечные электростанции. Только вот, как ни парадоксально, энергия ветра и солнца не такая уж и дешевая, как может показаться. Энергосистема покупает электричество у производителей с повышающими коэффициентами. Если я, например, поставил солнечную электростанцию, то мне заплатят в три раза больше, чем, например, электростанции, производящей свет традиционным способом. За энергию ветряка платят в 1,3 раза больше обычной стоимости киловатт–часа. Так поступают во всем мире. В Германии разница покрывается из бюджета. Причем речь идет о грандиозных суммах — миллиардах евро в год. Но эти затраты позволяют привлекать десятки миллиардов инвестиций, создавать сотни тысяч рабочих мест. У нас же разницу берет на себя Минэнерго. В прошлом году, например, только по Могилевской области эта сумма составила около 80 миллиардов рублей. Часть расходов в целях компенсации убытков добавилась к тарифам на электроэнергию. Для всех. Получается, что нашим энергетикам финансово невыгодно поддерживать создание альтернативных источников энергии.


Сегодня «Могилевэнерго» планово убыточное. Ожидалось, что в 2013 году убытки составят 97 миллиардов рублей. Энергетики сработали лучше, чем ожидалось, — убытки «всего» 71 миллиард. Их компенсируют за счет прибыли, полученной в других областях. Но если на рынок придет крупный игрок, последствия могут быть непредсказуемыми. В Могилевской области китайские инвесторы хотят начать производство элементов солнечных батарей. А потом построить из них электростанцию мощностью 100 мегаватт. Все это электричество энергетикам придется покупать, по сути, по тройной цене — за счет повышающего коэффициента. Специалисты подсчитали: убытки «Могилевэнерго» в этом случае могут составить около 2,5 триллиона рублей. Единственный способ их компенсировать — повысить тарифы: до 40 центов за киловатт–час. Такой энергетической нагрузки не выдержат ни население, ни промышленность. К тому же иностранный инвестор не обязательно оставит прибыль в Беларуси...


Начальник управления стратегического развития и внешнего инвестиционного сотрудничества Минэнерго Андрей Зорич комментирует ситуацию:


— Сегодня энергетики в своей работе ориентируются на два–три десятка нормативных актов. Но нет единого документа, регламентирующего нашу деятельность. Поэтому Минэнерго совместно с Минэкономики разработана концепция закона «Об электроэнергетике», одобренная Совмином. В перспективе должен появиться и сам закон, фактически выстраивающий стройную систему производства, передачи и продажи электроэнергии. Будут созданы условия для здоровой конкуренции. Постепенно начнет выстраиваться и рынок электроэнергии — аналогичный тому, который существует во многих странах мира. Другого пути нет.


Советская Белоруссия №47 (24430). Четверг, 13 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter