О развитии придорожного сервиса

Заправиться. Во всех смыслах

О развитии придорожного сервиса

О развитии придорожного сервиса в последние годы столько разговоров, что, кажется, нарекания на качество работы отдельных точек стали привычным информационным фоном. С другой стороны, сами предприниматели жалуются на то, что это не самый лакомый кусок бизнес–пирога. Несмотря на налоговые льготы и упрощенный порядок размещения объектов.


В который раз расшевелить заторможенное развитие придорожного сервиса в Правительстве взялись в августе. Сначала появилось постановление, обязывающее всех, кто реконструирует АЗС или организует новые на международных трассах, вместе со станцией строить магазин, объект общепита и автостоянку. На два автобуса, пять легковых и столько же грузовых авто. Затем еще одно обсуждение в Президиуме Совмина. Не проходит и месяца — устная критика рождает письменные нормы. В опубликованном на днях и уже вступившем в силу документе за подписью Премьер–министра появилось новое требование. Оборудовать стоянками, кафе и магазинами не только новые заправки, но и действующие. Время на обустройство — без малого полтора года. С января 2015–го все АЗС должны будут соответствовать требованиям.


Идея, согласитесь, неплохая. Но в постановлениях подробно не описано, на каких условиях заправки должны прирастать дополнительными функциями. С парковками все ясно. Расширяй территорию, асфальтируй и оборудуй под стоянку. А кафе с магазинами? Строить помещения и сдавать каждое из них в аренду? А может, лучше сразу продавать местным предпринимателям? Или обрастать сетевой торговлей? А может, проще запустить на все заправки компании одного ритейлера? Тот и уровень обслуживания, и ассортимент пообещает везде одинаковый. Уверен, охотники среди крупных сетевых торговцев тут же найдутся. Или самим работникам АЗС переодеваться и становиться за прилавки? Перестану гадать. Подсказка в тексте одна. Исполкомы должны оказывать всяческое содействие владельцам автозаправочных станций. Надо полагать, местные власти сами решат, как это делать.


Кстати, для сетей АЗС организовывать рядом с заправками магазины и кафе не в новинку. Например, ГПО «Белоруснефть» давно оборудует свои пункты дополнительными удобствами. Чтобы привлечь клиента. А что скажет торговля?


Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов не уверен, что описанное решение придаст новый импульс развитию придорожного сервиса, и считает подобную обязанность для АЗС не совсем естественной. Вместе с тем собеседник не сомневается в том, что сети с ней справятся:


— Прибыльность заправок в 50, а то и в 100 раз выше, чем у объектов придорожного сервиса. Одна конкретная АЗС в месяц приносит прибыль более 100 миллионов рублей. Для сетей заправок открытие магазина и общепита не будет большой нагрузкой.


Однако Виктор Маргелов предположил, что собственникам будет гораздо проще передать новые строения в аренду Белкоопсоюзу или частному торговцу, нежели самостоятельно содержать точки. Непрофильный бизнес. Дополнительные издержки.


Развивать придорожный сервис, считает эксперт, нужно за счет его самого, а не привязывая к другим в разы более прибыльным сферам:


— Себестоимость продукции в придорожном кафе гораздо выше, чем если бы оно работало в любом населенном пункте. Прибыль может быть непостоянной. Многие собственники такого бизнеса занимаются им по принципу «и толку мало, и бросить жалко». Да, действительно существуют льготы для владельцев вновь открываемых объектов. Но этого, очевидно, недостаточно, чтобы оживить сферу.


Ведь есть же действенные меры, которые влекут бизнес на дороги. В этом убеждаешься, едва пересекаешь границу с Польшей или Украиной. На магистралях там уже местами тесно от объектов сервиса. Какие стимулы при этом действуют? По–моему, опыт — достойный изучения.


Цифра «СБ»


По данным Правительства, на республиканских дорогах действуют 324 АЗС. 65 процентов из них оснащены торговыми точками и 34 процента — пунктами питания. На магистральных дорогах с индексом М или М–Е из 138 заправок 78 процентов имеют пункты торговли, 46 процентов — общепита.

 

Советская Белоруссия №166 (24303). Четверг, 5 сентября 2013 года.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter