Заплати, иначе кондуктор нажмет на тормоза!

В тихой Березе транспортники объявили войну "зайцам".
В тихой Березе транспортники объявили войну "зайцам". Выиграли все

Когда директору автопарка N 8 Сергею Столяру положили на стол финансовый отчет за 2002 год, он пришел в ужас. Убытки достигли 100 миллионов рублей. Значит, бензин купить будет не на что. Нефтебаза наверняка откажется снова давать топливо в долг. Следовательно, автобусы не выйдут на линию. А потом...

И тут память подсказала слова старого водителя: "Викентьевич, вот ты не знаешь, как зарплату выдать, а я, между прочим, каждый день вожу автобусы, битком набитые "зайцами". Он имел в виду маршрут к местному профтехучилищу. Студенты, что с них возьмешь? Но уже на следующий день весь аппарат управления автопарка "вышел на контроль" (штатных проверяющих в городе всего два). Безбилетники отреагировали бурно. Студенты и вовсе в знак протеста начали раскачивать автобус, так что пришлось вызвать наряд милиции. Но прошло время...

"Теперь на халяву не проедешь, - сказал мне случайный собеседник на остановочном пункте, - но зато автобусы ходят регулярно. И в деревню, где живет моя мать, пустили новый маршрут". Действительно, местный автопарк стал вполне стабильным предприятием, работу которого председатель райисполкома Илья Малейтин охарактеризовал так: "Если директор не просит денег, это уже хорошо". Разве что автобусы староваты - на покупку новых даже полностью собранных за проезд денег не хватает.

О том, что "зайцы" заполонили транспорт и стали непозволительной "роскошью", известно всем. Сама об этом писала, посмотрев, как работают кондукторы в Москве. В Минске проверки в автобусах-троллейбусах эпизодичны, штрафы достаточно либеральны. Словом, условия для расширения популяции безбилетников подходящие. Однако управление транспорта Мингорисполкома прислало на публикацию довольно жесткий ответ. Мол, кондукторы в автобусах уже были, но ничего, кроме дополнительных расходов, это не принесло. И вообще, городской транспорт убыточен был, есть и будет, и не только у нас. Позиция удобная, но пагубная. И опыт это подтверждает.

С начала года в управлении транспорта Мингорисполкома началась масштабная реорганизация и сокращение управленческого персонала. Что это даст, пока судить трудно. Но ситуация явно требовала оперативного вмешательства. Сегодня в Минске самый дорогой проезд в общественном транспорте - 250 рублей. А окупаемость, напротив, самая низкая - около 40 процентов. Но ведь автобусы и троллейбусы в городе не пусты. И демографическая ситуация вполне благополучна. А вот пассажиров, если судить по проданным билетам и проездным, все меньше. В прошлом году, например, "убыль" составила 11 процентов. Говорят, маршрутки забрали самого выгодного клиента. Но они есть всюду, а максимально упали сборы за проезд в общественном транспорте именно в Минске.

Кстати, из березовских автобусов пассажир тоже "убегал". Там также падала продажа билетов и проездных. А в 2003 году, когда объявили "войну" "зайцам", ситуация резко изменилась. Да что там далеко ездить. В прошлом году минский автобусный парк N 1 ввел кондукторов на 100-м маршруте, проходящем по проспекту Скорины. В первые месяцы каждый из них продал билеты примерно двум тысячам человек. То есть не будь кондуктора, они преспокойно проехали бы "зайцем". А теперь, по словам главного экономиста парка Павла Козлова, каждый кондуктор не только полностью окупает себя, но и приносит не меньше 300 тысяч рублей чистой прибыли. Руководство парка планирует распространить опыт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter