Даже цифры в системе западных ценностей стоит подвергать сомнению

Занимательная социология

Давно доказано, что экономика в ее современном виде не может стать точной наукой в принципе, потому как поведение человека нельзя предсказать (и даже описать) бинарной логикой.

Видимо, поэтому ни один кризис (и даже ни одно крупное системное падение акций) западные экономисты не предсказали. Зато они умело объясняют, почему случились все прошлые, это да. Или, например, что «если испуганные клиенты начинают снимать деньги с депозитов, то банк может разориться». Это Нобелевка, безусловно.

Однако, честно скажу, подобные недоумения я постоянно адресую и социологии. Скажем, если от постановки и даже формулировки вопроса зависит ответ на него, можно ли вообще считать само проведение опроса инструментом, не влияющим на результаты измерений? В физике на определенном этапе проникновения в суть наблюдатель прямо влияет на результат — похоже, в человеческом обществе это так не потом, а сразу.

Следовательно, надо бы вводить квантовую социологию. Да некому.

Свой опрос на днях провела RTL — крупнейшая европейская медиагруппа, «в состав которой входит более 50 телеканалов по всей Европе». Давайте посмотрим на результаты.

«Более половины (57 %) немцев считают, что антироссийские санкции больше вредят Германии, чем России. Только 21 % полагают, что санкции нанесут больше вреда России, еще 18 % — что они одинаково вредят обеим странам». То есть 57 + 18 = 75 процентов, трое из четырех немцев уверенно полагают, что санкции бьют по ним самим так же, а то и сильнее.

И если мы считаем человека sapiens’ом, то на вопрос: «Сохранять ли санкции?» — мы какого ожидаем ответа?

Так вот нет: «За сохранение санкций выступает 33 % опрошенных, а еще 30 % считают, что они должны быть еще и ужесточены». Так и хочется спросить: если люди (63 процента!), как это видно, рассуждают столь нелогично (если это вообще можно называть рассуждениями), то какой смысл их вообще о чем-либо спрашивать?

Я уж не говорю о сложных вопросах типа: санкции — они для чего? Для помощи Украине. Помощи в чем? В победе над Россией. Постарайтесь удержать это в голове еще 30 секунд…

…и оцените результат: «Также 62 % опрошенных не верят в то, что Украина может вытеснить Россию со всех освобожденных территорий и одержать победу в военном конфликте».

Но и вернуться на два шага назад и спросить себя, зачем же тогда санкции, эти 62 процента тоже не могут. Как минимум шесть из десяти расчетливых немецких бюргеров и матерей семейств, опрошенных «крупнейшей европейской медиагруппой», — не могут. Верю, что они бы и хотели, но — нет… не по силам.

Что это — усилия западной пропаганды? Которая гораздо мощнее любой другой просто потому, что в нее ежесекундно вваливается самое большое количество денег на планете.

Или результат легализации в западных обществах все большей номенклатуры легких наркотиков? Которые императив «Подумай!» в голове ценителя западных ценностей заменяют на «Кочумай…»

Или это плоды болонского процесса в образовании, когда сложные (больше двух звеньев) цепочки в голове нечем удерживать? Или это немцы такие, а голландцы, фламандцы, датчане — они посмышленее будут? Решайте сами.

В помощь вам статистические материалы от братьев-соседей — в таком виде, как пишут, опубликованные впервые: «По данным Росстата (итоги второго квартала 2022 г.) 30 % всех денежных доходов в России оказалось у 10 % самых богатых граждан. На 10 % беднейших россиян пришлось лишь 2 % общих доходов».

Ехидные голоса интересуются: «И вот вам загадка, какой процент мобилизованных приходится на 10 % беднейших россиян и какой на 10 % богатейших россиян?» Тогда как на самом деле вопрос о справедливости такого положения вещей надо было или ставить лет 30 назад, еще при семибанкирщине. Или сколько-то месяцев (а то и, как пишут, лет) спустя, по завершении специальной военной операции.

Потому как сейчас что эта социология, что немецкая — лично я нахожу в ней мало смысла. То ли дело понятная ботаника от Жэ Борреля: «Европа — это созданный нами сад. Большая часть остального мира — это джунгли. А джунгли могут вторгнуться в сад». Поэтому — дустом их, напалмом, вместе со всем содержимым.

И если так говорит европейский дипломат (а у Жэ Борреля пост дипломатический), можете себе представить, что думает обычный европеец.

Хотя… Вот что звучит в телеэфире от обычного американца: «Ничего не случилось с дырой в озоновом слое, кислотные дожди не уничтожили все, дождевые леса восстанавливаются, мир не вступил в новый ледниковый период, средняя температура воздуха остается неизменной уже более двух десятилетий, уровень моря не поднялся ни на дюйм… Мы живем в сценарной реальности. Все это фальшивка».

Но их, обычных, никто не слышит. Даже, наверное, никто не опрашивает. Такова западная демократия, как она есть.

Потому нам не хихикать с них нужно, а быть готовыми упереться против любого их неразумства. А о том, что они вполне могут не слышать голос разума (и даже не иметь его), говорят даже социологические опросы.

Что несколько мирит меня с социологией — извините, просто накипело.

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter