Замкнутый круг манежа

Один день невидимой жизни цирка Станиславский называл цирк самым лучшим местом на земле.
Один день невидимой жизни цирка

Станиславский называл цирк самым лучшим местом на земле. Если безмятежное детство не приходит к вам даже во сне и вы считаете по-другому - проживите этот один цирковой день вместе с корреспондентами "СБ". А уж потом поспорим. Впрочем, мы не станем рассказывать о цирке со стороны манежа. Приходите и смотрите сами. И если цирк - это страна детства, то сегодняшний наш взгляд - туда, куда никогда не попадает зритель. Цирковой занавес ведь как зеркало: с одной стороны расшит блестками, а подбой - нейлоновый. Все, что происходит на манеже, даже через закрытый занавес видно.

День был для Минского цирка не самым простым. Премьерным. Первый показ перед публикой новой программы "Легендарный цирк Никулина". Накануне прошла обкатка - благотворительное представление. А сегодня - большая и звездная премьера. Но блестки и музыка будут позже. Пока - обычное цирковое утро.

Утро здесь у каждого свое. У тех, кто смотрит за животными, оно начинается около шести. В помещениях для зверей - слоновниках, медвежатниках, конюшнях - готовят завтраки: кому ведро каши, кому таз морковки, а кому и яблоки с сеном.

Без малого десять. Цирк просыпается. Начинается утро для артистов. Кипят чайники, из гримерок выплывает аромат кофе, а в коридорах еще сохнет белье. Сейчас его уберут - в служебном фойе, в пространстве между этажами встроен рельс. Прицепив к нему трос, скоро здесь будут репетировать акробаты.

Изнанка цирковой жизни, как и любой другой публичной, сколь пестра на манеже, столь же сера и непритязательна изнутри. Неустроенная, цыганская. Большинство артистов не могут припомнить всех городов, в которых довелось жить и выступать даже за последний год.

Из буфета расплывается запах еды. Актеры завтракают. К сожалению, сейчас многие процессы жизнедеятельности, прежде вынесенные за пределы цирка, кипят в нем. Просто гостиница давно уже на ремонте. Впрочем, не пугайтесь. Не так уж он и коммунален, наш цирк. Постоянно живут в нем те, кто при зверях, - лошадей, например, словно грудных детей, надо кормить последний раз в 12 ночи, а первый раз - в 6 утра. Артисты "без фауны" в большинстве живут на съемных квартирах. Но проводят в цирке не меньше 12 часов в день. Тренировки, репетиции, всегда есть какие-то дела. Да и уйти из цирка, поверьте на слово, не так и легко. Даже на ночь.

10.30. Из гримерки с надписью "Клоунада" выбирается Владимир Дерябкин. Идет "к своим". Свои - это бокс с отдельным въездом и стальной дверью на колесах, чтобы трейлер можно было подогнать и разгрузить. Вообще-то прежде здесь слоновник был. Тут тепло - специальные вентиляторы гоняют воздух. В углу, в клетках на колесах сидят два медведя: большой и маленький. Большой - артист Захар. С ним у клоуна Дерябкина номер. Здесь же стоит весь реквизит номера и вообще все имущество артистов: дорожные контейнеры с фамилией "Дерябкин", стиральная машина-автомат ("свою возим"), коробки для переноски собачек (супруга работает с пуделями), детские ходунки и коляска (с Дерябкиными путешествует и их годовалый малыш). И даже швейная машина - на ней сейчас ассистент Юра штаны клоунские подрубает

: - Вы понимаете - мы здесь просто живем...

Полугодовалую медведицу Зоську возят пока для "обкатки" - присмотреться: пригодна ли к дрессировке. Зоська - дивное существо. Поворачивается спиной и высовывает под решетку свою "замшевую" пятку. Фотографировать в клетке ее не дают - плохая примета. Потому медвежонка достают позировать, предварительно счесав с шерстки, точнее с детского пуха, все опилки.

Хмурый Дерябкин "утреннюю прессу" воспринял без энтузиазма. Впрочем, это первый парадокс цирка: весельчаки-клоуны в жизни вообще-то люди не слишком улыбчивые. О крутом нраве "солнечного клоуна" Олега Попова до сих пор легенды ходят.

11.00. Цирковой манеж практически никогда не пустует. Буквально с 6 утра - с первых "жаворонков" - здесь идут репетиции. Сначала были лошади, потом - акробаты, обезьяны, канатоходцы, жонглеры и дальше - по графику тренировок. И завтра будет то же самое. Выступление длится три - пять минут. И годы тренировок на полутемном манеже.

11.30. Дерябкин завтракает, поглядывая на питомцев. Ассистенты ставят раскладной пластиковый столик. На него - кашу, бутерброды и кофе с молоком.

Вообще-то Попова мы не зря помянули. Владимир Дерябкин - его крестник. Отец Владимира много лет выступал с медведями, и именно Попов когда-то настоял, чтобы Дерябкин-младший на свет появился.

Зоська не дает разговаривать - тычется носом, лакомство ищет. Присасывается к руке, словно пиявка. И сладко так урчит. На диктофоне почти не слышно записи - только Зоськино сладкое урчание.

Впрочем, это все же не котенок. Юра шепчет на ухо: "Не отдергивай резко руку, не становись к ней спиной..."

- Захара нашли в лесу, - рассказывает, позавтракав и подобрев, Владимир. - Брошенный медвежонок бегал за собакой. Покладистый оказался: как возьмешь, куда положишь - так и ладно. Для дрессуры - находка. Куда ни приедем, в цирке все сначала шугаются - медведь. А через пару недель смотришь - уже ходят, подзатыльники Захару отвешивают. Дружеские.

12.00.Пока идут репетиции, мы продолжаем изучать невидимую цирковую жизнь. Главный инженер цирка - Геннадий Сакун согласился быть нашим сталкером: показать все подвалы, чердаки и колосники цирка. Колосники - это самая маковка цирка. Туда разрешено подниматься только четверым сотрудникам. Во-первых, это высоко, во-вторых, опасно еще и потому, что там находятся крепления тросов, лебедок и страховок, от которых множество человеческих жизней зависит. Присутствие посторонних там исключено. Окинув с тоской длинную и пологую, словно корабельные сходни, лестницу в святая святых цирка, продолжаем экспедицию по цирковому чердаку. Между внутренним и внешним куполами цирка достаточно большое полое пространство. Иногда сотрудники цирка любят помечтать: "Вывести бы лифт с внешней стороны да открыть здесь, между куполами, картинную галерею - вот красотища бы была!" Впрочем, даже голуби, которые никем не стесненные воркуют на цирковом чердаке, понимают: это утопия. Ведь с самой своей постройки - 45 лет - цирк не видел еще ни одного капитального ремонта...

13.30. В комнатке, где живут обезьяны, окна обиты полиэтиленом - здесь всегда должно быть жарко. Дрессировщица Юля Кравченко, словно деток малых, представляет своих макак - резусов и лапундеров.

Прошу - "профессора" выпускают поболтать с нами. "Профессор" позировать не хочет - бросается сначала пластмассовыми мисками, потом морковкой. А вот девочки оказываются куда сговорчивее: позируют, терпят. Потом уж Юля этот парадокс объясняет: у нашего фотографа густая борода. В понимании макак - признак самца-лидера.

Юля говорит, что с мартышками они дрессируют друг друга с детства. Родители всю жизнь с обезьянами работают. И она, как и большинство цирковых детей, за кулисами выросла

: - В детстве был у меня комбинезон. Отец к нему на длинном поводке пристегивал такую же маленькую, как я, мартышку. И мы друг друга дрессировали.

Династия началась с Юлиной мамы: дочь высокопоставленных украинских чиновников заболела цирком. Здесь и мужа нашла, двое детей за кулисами выросли. Юля говорит, что династию придется продолжать

: - Хотя я помню свое детство, постоянные вокзалы, переезды. Даже если у тебя температура, все равно - на вокзал. Переезд-то запланирован...

14.20. На нижний пандус здания цирка ведет резиновый спуск. Это для лошадей - чтоб копыта не скользили и не травмировались. Нижний пандус цирка огромен: сюда легко заезжают грузовики. По обе стороны от въезда - конюшни. В одной стоят лошади с местной "пропиской", напротив - гастролеры. Дрессировщик Борис Лазаров берет пакет ванильных сухарей (других не признают!) и раздает подопечным. Но не "за так": лошади кланяются, пританцовывают, показывают языки. И норовят украсть сухарик у заболтавшегося дрессировщика. Пока наших лошадок не слишком нагружают - только ежедневный минимум. В нынешней программе они не участвуют, ждут своей - "Звезды белорусского цирка", которая будет после "цирка Никулина".

16.00. Дрессировщик Николай Яшуков идет в свою гримерку, деловито набирает целую кипу картонных упаковок от бананов. На ходу поясняет

: - Картон мне необходим. Я подстилаю его ежикам. Им на полу холодно.

Вообще-то Яшукова здесь шутя называют "Ежиков", поскольку он дрессировщик ежей. Его номер в нынешней программе - изюминка. Дети просто визжат от восторга, глядя на ежиное шоу. Пока же "артисты" сидят в фанерных ящиках в клоунской гримерке, глубоко закопавшись в чистенькие махровые полотенца.

- К сожалению, цирк как искусство начинает вымирать. Ничего нового здесь давно уже нет, - Николай, кажется, не интервью дает, а сам с собой о вечном рассуждает. - Если говорить утрированно, то не хочется быть двухсотым дрессировщиком собачек. А ежики, если хотите, новаторство. Мой номер за 16 лет никто повторить не смог. В энциклопедию мирового цирка меня с ним занесли!

Яшуков уверяет, что ежи великолепно поддаются дрессуре. Они музыкальны, некапризны. Да и актеров своих он просто в лесах средней полосы набирает. А ушастых степных ловит в Астрахани. Залог успеха для ежа - наглость. Для дрессировки подходят только те ежики, что лезут еще в лесу ботинки обнюхивать, знакомиться. Яшуков такого сразу берет и говорит ему: "Ты - актер!"

16.40. Начинается подготовка манежа. Униформисты, впрочем, пока без формы - обычные мальчишки, большими дворницкими метлами сметают целые клубки сора и шерсти с коврового покрытия. Настил под манежем - он тоже из специальной резины. Воспетые в стихах опилки давно уже не используют. Хотя как символ поминают регулярно. Впрочем, обо всем, что касается манежа и всего, что на нем происходит, надо спрашивать у Василия Ивановича Уманца. На нынешний лад его должность зовется "инспектор манежа", но ему больше по душе старинное цирковое название "шпрехшталмейстер". К счастью, в нынешней программе есть свой конферансье, потому у Василия Ивановича забот немного: уборка манежа, подача снарядов, установка приспособлений, координация работы униформистов. Совсем "немного". Если учесть, что он ответствен за все, что происходит на манеже: когда кто-то работает без страховки, Уманец стоит в напряжении - точно это он без страховки идет. Впрочем, сам "шпрехшталмейстер" работу сложной не считает. И говорит, что, как и все здесь, тяжело болен цирком. Даже в выходной ноги на работу несут. А отпуск - и вовсе сущее наказание...

Около 17 часов. Приходят контролеры-билетеры. Те самые бабушки, что первыми нас в цирке встречают. Кажется, они неизменны и вечны - все те же, из нашего детства. Их в цирке все любят. Они единственные, кто может директора Татьяну Бондарчук просто Танечкой называть. Еще бы, Лидия Спиридоновна Лихачева в цирке 40 лет работает: Татьяну Николаевну она помнит совсем девчонкой.

Все бабушки-билетеры, кажется, похожи: с добрыми улыбками, старомодными брошами и трогательными буклями. Комната билетеров - она и информбюро, и справочная, и подсобная. Билетеров здесь еще в шутку зовут "служба добрых бабушек". Нередко случается, что забывают в цирке детишек. Особенно, когда иногородние группы приезжают. Ходит забытый ребятенок по цирку, плачет. Билетеры его к себе берут - у них для таких случаев и чай всегда припасен, и вареньице. Успокаивают малыша, отогревают, пока его не хватятся и не заберут.

Когда кто из "старых" артистов приезжает, первым делом ищут билетеров знакомых. И если не находят, слезы наворачиваются. Ведь уходят они из цирка разве что на вечный покой...

Преданность цирку - это "диагноз" на всех: от директора до циркового "бомжа". Так, немного резко, в цирке называют людей, которые когда-то где-то - никто уж и не вспомнит, где и когда! - прибились к цирку. И остались навсегда. Чаще всего пристраиваются они рабочими по уходу за животными. Ходят за зверями такие по многу лет. И нередко бывает, что, расхворавшись, зверь и дрессировщика к себе не подпустит - только своего смотрителя. Дом для многих из них - топчан на конюшне или в слоновнике. Возле слона или лошади должен кто-то находиться круглые сутки: лошадь может запутаться, испугаться. А слон, когда начинает трубить, - он цепь словно нитку рвет. Может полцирка в щепки разнести, если его вовремя не остановить. Когда подопечного - слона или медведя - по возрасту списывают куда-либо в зоопарк или зверинец, его смотритель нередко остается при питомце. А другие проживают всю жизнь при цирке. За счет цирка их, в конце концов, и хоронят. Совсем недавно, во время гастролей, Запашному в Минске пришлось одного своего циркового "бомжа" хоронить...

19.00. Волшебный третий звонок. Начинается представление. Все преобразилось. Даже стены за кулисами, кажется, стали не такими серыми - от кружащих блесток, нарядов, перьев...

Звучит голос Юрия Никулина. Все выходят на приветствие. Ассистент Юра привел на поводке Захара: Дерябкин с медведем открывает программу. Они поют песню о медведях, которые вспоминают в зоопарке свое дикое детство. Эту песню написал отец Владимира - известный в прошлом дрессировщик. Свою карьеру в цирке он закончил откровенным интервью о жестокости в дрессуре. Признался, что за многие моменты ему, дрессировщику, стыдно. Потому песня - очень добрая и пронзительная. Выхваченный прожектором из темноты выходит Дерябкин-младший с верным своим Захаром. Клоун поет, ложится на манеж, а рядом с ним, неуклюже оттопырив попу, мостится Захарка...

Все - и униформисты, и ассистенты, и незадействованные в номере артисты смотрят представление. За выступлением жонглера Сергея Игнатова вместе со мной наблюдает его дочка Катя. Она тоже жонглер. Катя прячется: отец не любит, когда его выступление кто-то из родных смотрит. И ругается. Все время нервно отскакивает. Нарежет круг - и снова прилипает к занавесу. Бормочет: "Промазал! Лажа!" Этого я понять не могу - жонглер, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, по-моему, работает безукоризненно. Но Катя злится. Позже, во втором отделении, будет выступать ее мать - канатоходка Марина Осинская. Катя, хоть и принесет большой букет, на выступление даже не взглянет: когда ей было 15 лет, мать сорвалась на ее глазах. С тех пор Катя никогда ее номер не смотрит. Сейчас Катя выбежала с цветами к отцу. Он удивился - не знал, что дочь приедет. И широко улыбаясь залу, прошелестел ей на ухо: "Облажался". Впрочем, ни один человек, думаю, об этом больше не догадался. Но такова у артиста натура. Выступление или безукоризненное, или никакое.

20.20. Антракт. Зрители уходят в буфет. Выхожу покурить - как цирковая, со служебного входа. Здесь меня балует байками охранник Римас. Даже он - цирковой с рождения. Отец много лет в оркестре цирка играл. Римас говорит, что цирк со служебного входа - совсем не то, что на манеже

: - Идет самая простая девушка Оля, а на манеже она потом такие чудеса вытворяет! - Римас очень заразительно хохочет, хотя говорит о несмешном. - У них вся жизнь - другая. Ведь для них жизнью рискнуть - обычная работа. Привычка. Один канатоходец мне как-то сказал: "Не могу ошибиться. Себя не жалко, не страшно. Просто на мне стоит жена, а у жены на плечах - наша дочка..."

20.40. Пошло второе отделение. За кулисами толпятся девочки из балета в белых костюмах. Они предваряют выход Марины Осинской. Катя крутится между ними и шутит: "Девочки - постарайтесь! Мою маму "продаете"!"

За выступлением Марины зал следит не дыша. Но цирк тем и хорош, что всегда динамичен. Вот уже на арене танцуют лошади барона Евтехова.

Когда их бегом выводят за кулисы после выступления, они еще долго подтанцовывают на месте и кивают в такт музыке, потряхивая огромными страусовыми перьями на макушках.

21.30. А уходить из цирка на самом деле очень, очень тяжело...

Про цирк Никитина

От этого деревянного шатра-шапито (между прочим, отапливаемого), стоявшего когда-то на Соборной площади в Минске, ведется белорусская цирковая летопись. А именно - с 18 ноября 1884 года, когда братья Никитины получили разрешение на строительство цирка. Стоял цирк между нынешней консерваторией и Кафедральным собором, позже переехал в Городской сад. Здесь выступали все цирковые звезды конца XIX века. Скажем, знаменитый канатоходец Федор Молодцов (на афишах Molodzoff). Коронный номер - прогулка по канату на высоте 6 метров с кипящим чайником на голове. Со всех минских предместий сбегалась детвора глядеть на самого сильного человека в мире Якубу Чеховского. На штанге он поднимал по 20 человек - по 10 с каждой стороны.

Про кресло Кабищера

Борис Кабищер был директором цирка еще до войны. В июле 1941-го при первых бомбежках цирк сгорел. Многие артисты и животные погибли. После войны сгоревший деревянный цирк решили отстроить на старом месте - в парке Горького. Здание привезли из Орла и водрузили на новый фундамент. В голодный 1947 год Кабищер с сыном повез в Орел "премию" за цирк - канистру отменного самогона и несколько шматов белорусского сала в 4 пальца толщиной. Потом он курировал строительство нового каменного цирка. Сдал его в эксплуатацию и вскоре умер. Здесь же, в своем цирке. Во время репетиции. Кресло, в котором умер самый легендарный директор, - вроде мемориала для цирковых. Но посторонним не показывают: кресло то такое же, как и все в зрительном зале.

Про цирковую верность

Владимир Дерябкин: Ехали мы на гастроли в Китай. Дороги - 28 суток. Я с тремя медведями один в товарном вагоне. На станции вышел, а поезд тронулся - пытался его догнать, неудачно прыгнул - нога под тормозную колодку угодила. Хорошо - путейцы подобрали. Отправили в местную больницу. Было это в глуши, в маленькой деревушке. Ампутировали мне пальцы без наркоза - а я как и не заметил: медведи без меня уехали - одни в вагоне. Звонили по станциям - чтоб вагон отцепили, в тупик поставили. Потом на костылях догонял их. Приехал в Китай на грани гангрены, а там гастроли полугодовые. Месяц в местной больнице провалялся. Вытянули. А из той истории я вывод сделал - трейлер купил. Теперь мы от поездов не зависим...

Про новый цирк

Новый каменный цирк (первый в Союзе) открылся в феврале 1959 года. В свое время немало похлопотать, чтобы новый цирк строили в центре, а не на окраине, пришлось певице Ларисе Помпеевне Александровской. Своей уникальностью наш цирк обязан многим людям. И в том числе... Галине Брежневой. В ту пору ее супруг Евгений Милаев руководил белорусским цирковым коллективом. Создали его специально к открытию нового стационарного цирка. Галина Леонидовна сумела уговорить известную театральную художницу, в прошлом звезду немого кино Анель Судакевич (именно она придумала когда-то Олегу Попову его знаменитую "клетку") оформить наш цирк и его первую программу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter