Режиссер программы «Жывая спадчына» рассказала о самом интересном белорусском обряде на Полесье

Заместитель главного директора главной дирекции телеканала «Беларусь 3» Надежда Габец: «Каждая встреча как откровение»

Для сохранения культурного наследия Беларуси и передачи его следующим поколениям достаточно 15 идейных, талантливых людей. Так считает заместитель главного директора главной дирекции телеканала «Беларусь 3», режиссер и автор сценария программы «Жывая спадчына» Надежда Габец. За пять лет существования проекта перечень актуальных для формата тем не уменьшается, а, наоборот, растет. В прошлом году «Жывая спадчына» стала победителем в ХIV Национальной телевизионной премии «Телевершина» в номинации «Культурно-просветительская программа». 


— Надежда, с чего начиналась ваша карьера на телевидении и как родилась идея создания столь масштабного проекта?

— После окончания факультета журналистики БГУ пришла в Белтелерадиокомпанию. Грезила стать политическим обозревателем. Но судьба увела абсолютно в другую сторону: несколько лет подряд делала развлекательные программы на разных каналах. А вот когда пришла на «Беларусь 3» стала интересоваться белорусской историей и культурой. Изучила список нематериального культурного наследия. На тот момент, в 2017 году, было 66 пунктов. Решили каждому посвятить отдельный выпуск.

— Неужели за пять лет не исчерпали этот перечень?

— Нет! Более того, он пополняется. За это время увеличился почти в два раза. Талантливых людей становится все больше. Бывает, приедем в одну деревню снимать обряд или старинную песню, а герои не хотят отпускать. Говорят: мы и это, и то умеем. Отказывать, конечно, сложно. Но и придерживаться концепции необходимо. В «Жывую спадчыну» входят только те традиции, которые включены в список нематериального культурного наследия. Но жизнь — интересная штука: были случаи, когда проходило полгода, и мы возвращались снимать в тот же населенный пункт, потому что песню или обряд признавали ценностью. И делали это с радостью! Все-таки хочется рассказать обо всем.

— Побывали, наверняка, в каждом уголке страны. В каком регионе сохраняется наиболее интересный, уникальный обряд?

— Размышляли об этом с командой и вот к чему пришли: на наш взгляд, самые таинственные и привлекательные традиции сохраняют православные белорусы на Полесье. Они как-то сумели переплести языческие обычаи и церковные обряды. Весной, например, гостили в Бездеже Дрогичинского района. Там сельчанки (православные девушки и женщины) после пасхальной литургии выходят на площадь у церкви и проводят обряд «Стрылка». Они становятся в хоровод, но не обычный круг, а больше похожий на зигзаг. И начинают петь песню. Во время съемок не понимала: о чем она? Какие-то отдельные слова разбирала, но общий смысл — нет. Только потом при подготовке выпуска начала шерстить интернет в поисках нужной информации и обнаружила забавный факт. Эта песня изначально задумывалась как заговор от алкоголизма. Дело в том, что в XVIII веке в этой местности на каждом шагу стояли корчмы и трактиры. Пенное и что-то покрепче были чуть ли не доступнее, чем хлеб. А потому спивались многие. С течением времени проблема, конечно, ушла, да и обряд несколько лет не проводили. Хорошо, что его возродили, теперь он стал символом весеннего плодородия, здоровья и богатства. 

— Брестчину упомянули. Какие особенности есть в других регионах? Наверняка, каждый чем-то запомнился… 

— Беларусь находится в выгодном географическом положении, соседство с другими странами так или иначе отразилось на нашей культуре. В Брестской области чувствуется присутствие элементов украинских традиций, на Витебщине — балтийских и русских. Все этносы и народы, что приходили на нашу землю, оставляли что-то свое. Особенности адаптировались и проникали в быт наших предков. Поэтому каждая командировка — это не только возможность окунуться в прошлое, но и восхититься талантом и мастерством наших людей. Такой шанс, поверьте, нам предоставляют везде. 

— Как удается передать столь волшебную атмосферу и настроение через экран?

— Это результат кропотливой подготовительной работы. Крепко сдружились с операторами, настолько хорошо знаем друг друга: по одному моему взгляду понимают, что нужно снять. В свою очередь, в какое место ни приезжала бы, знакомлюсь с людьми, узнаю об их жизни. Для хорошего сюжета с сельчанами нужно породниться. Только тогда откроются, смогут доверять. Мне очень помогает происхождение: сама выросла на хуторе у Беловежской пущи, в деревне Бровск Свислочского района. Не понаслышке знаю, чем живут люди на селе, какие у них бывают проблемы, что нравится. 

— Проекты сродни «Жывой спадчыне» красноречиво говорят: какая мы все-таки богатая в плане культуры нация. Скажите, насколько сильно в людях понимание — надо это наследие сохранять и передавать следующим поколениям?

— В стране серьезно к этому относятся. Мы, наверняка, сбережем то, что есть. Какие-то новые традиции, конечно, будут появляться, но все равно будем возвращаться к корням.
Для того чтобы сохранить культурное наследие, не нужно миллион мастеров. Достаточно 5—15 горящих своим делом человек. Уверена: энтузиазмом и любовью к Родине, своему делу они заразят сотни последователей.
И у этого суждения есть доказательство — соломоплетение, которое стало визитной карточкой Беларуси. А ведь начиналось все с четырех рукодельниц — Веры Солдатовой, Ларисы Лось, Таисии Агафоненко, Лидии Гловацкой, создающих уникальные изделия…

beleckaya@sb.by

Фото из архива героини.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter