Замещение Европы

О необратимых изменениях в мировой экономике

С тех пор как в начале этого года Барак Обама ввиду «загруженности графика» отказался встречаться с новоизбранным руководством Европейского союза, из–за чего пришлось — беспрецедентный случай — отменить традиционный саммит ЕС — США, Европа медленно но верно дрейфует в сторону от Соединенных Штатов. Хотя, точнее сказать, это Америка дрейфует в сторону Азии. Там она сегодня видит свои проблемы, как в случае с дешевым юанем, там же она видит и их решения — например, создавать прочный союз с Индией. Пекин и Токио стали самыми крупными кредиторами для Вашингтона, а торговля в Тихоокеанском регионе уже превзошла по объемам трансатлантический товарооборот. «Эта тенденция ускоряется, — отмечает влиятельная китайская газета «Жэньминь жибао». — Происходят необратимые изменения в мировой экономике, которые приведут к трансформации мировой стратегической структуры в целом». Вот почему в свой первый год в Белом доме Обама посещал европейский континент чаще, чем любой другой американский президент, а сейчас, порой кажется, игнорирует. Но что делать Европе в ситуации брошенной возлюбленной?


Свято место пусто не бывает


Обама только что вернулся из азиатского турне. Европейская пресса с ревностью следила за тем, что скажет американский президент своим новым друзьям.


Выступая в парламенте Индии, президент США высказал вполне разумные вещи о необходимости пересмотреть принципы формирования Совета Безопасности ООН. Этот орган создавался после Второй мировой войны и отражает расстановку сил 65–летней давности. Благодаря чему постоянными членами «мирового правительства» являются только США, Россия, Франция, Великобритания и Китай.


«Тот факт, что во время своего визита Обама пообещал постоянное место в Совбезе Индии, которую он назвал «мировой державой» и «безальтернативным партнером США», ветераны германской дипломатии должны были воспринять как пощечину. Ведь ФРГ уже несколько лет добивается постоянного места в Совете Безопасности ООН. США обычно делают вид, что не замечают усилий Берлина, — отмечает «Файнэншл таймс Дойчланд».


Хотя позиция США выглядит достаточно логичной. Индия — крупнейшее государство и, по прогнозам социологов, должно обойти по населению КНР.


Заявление Обамы — это афронт в адрес не только Германии, но и Европы в целом. Администрация США не скрывает, что основное внимание в своей внешней политике уделяет именно Азии.


С момента вступления Барака Обамы в должность стратегия по «возвращению Америки в Азию» прослеживается все более отчетливо. Обама сам себя называет первым тихоокеанским президентом США (все свое детство он провел в Индонезии). И не случайно свой первый визит на посту госсекретаря Хиллари Клинтон совершила в азиатское государство, положив конец многолетней традиции сначала лететь на европейский континент.


Но что делать в такой ситуации старушке Европе? «Нам еще только предстоит найти для себя достойное место при новом раскладе, — пишет «Файнэншл таймс Дойчланд». — Несмотря на все трудности, с которыми ЕС постоянно сталкивается во внешнеполитических вопросах, европейцам следует как–то договориться между собой, чтобы приспособиться к новой ситуации». И, похоже, Евросоюз нашел достойный ответ.


Нюансы перезагрузки


Тут в прессу выплеснулась любопытная перепалка между Джорджем Бушем, автором свежеизданных мемуаров, и бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером. Буш–младший утверждает, что на встрече в Белом доме в январе 2002 года Шредер пообещал полную поддержку военных действий США в Ираке, но спустя несколько месяцев, в ходе предвыборной кампании, отрекся от своих слов.


Однако бывший канцлер, в свою очередь, заявил, что во время встречи в 2002 году высказывалась версия о том, что террористов, устроивших теракты 11 сентября 2001 года в Нью–Йорке, поддерживал Саддам Хусейн. «Если бы Ирак, как ранее Афганистан, оказался пристанищем террористов «Аль–Каиды», то Германия встала бы на сторону США. Об этом я заявлял и во время последующих встреч», — подчеркнул Шредер. Однако еще в 2002 году выяснилось, что это предположение не соответствовало действительности.


И все же Буш в своих международных отношениях был более консервативен и особо выделял Европу из списка своих союзников. Только он опирался не на франко–германскую ось, а на так называемую новую Европу. Ну и традиционно по правую руку от американского президента находился всегда британский премьер. Обама просто сменил приоритеты.


Франция и Германия перехватили у США идею «перезагрузки» отношений (тем более с избранием нового конгресса «перезагрузка», очевидно, зависнет) и пошли еще дальше. Прямо накануне исторического саммита НАТО, где альянс должен определиться со своими приоритетами в новое время, Ангела Меркель и Николя Саркози пригласили российского президента «сверить часы». Бывшие враги становятся партнерами, но смогут ли они стать союзниками? — такие вопросы часто задают сегодня европейским политологам.


«Эта трехсторонняя встреча в Довиле пробуждает подозрения, — пишет «Зюддойче цайтунг». — Особенно востро держат ухо американцы. Вашингтон вне себя: мол, с каких это пор Берлин, Париж и Москва решают проблемы европейской безопасности на «междусобойчике». Так что Саркози и Меркель необходимо расставить точки над «i» по трем пунктам. Первое: французско–германо–российское трио не настроено, как это было накануне иракской войны, против Соединенных Штатов. Второе: речь идет не о том, чтобы жертвовать НАТО в пользу создания новой системы безопасности совместно с Россией, а о том, чтобы приобщить Россию к НАТО».


Однако далеко не всех успокаивают эти проевропейские аргументы. «С каких это, интересно, пор европейская безопасность не касается Америки, а является вопросом, решать который должны Европа и Россия?» — заявил неназванный, но высокопоставленный источник в Белом доме. «Раньше Соединенные Штаты возвращали своенравных членов НАТО обратно в стойло свистком или окриком», — довольно цинично заметила «Нью–Йорк таймс».


Для Дмитрия Медведева партнерство с Европой — единственный видимый способ снять Россию с нефтегазовой «иглы» и модернизировать экономику. Резоны ЕС сложнее. Да, бескрайние сибирские просторы являются кладезем природных ресурсов для европейской экономики, однако так было и раньше, но это не мешало враждовать на континенте, к примеру, во время «холодной войны». Так почему именно сейчас европейцы взглянули по–новому на Россию? И даже не пытаются угодить Америке.


К сожалению для Европы, не она сама инициировала эти процессы. Ответ, скорее всего, нужно искать опять же в изменении американской внешней политики. Как пишут авторы статьи, размещенной на сайте Европейского совета по международным отношениям, Соединенные Штаты при Обаме «это уже не полноценная европейская держава». Однако так происходит вовсе не благодаря самостоятельной эмансипации Евросоюза, а потому, что приоритеты Белого дома сменились. США больше не видят смысла в том, чтобы, как в прежние десятилетия, держать зонтик безопасности над Европой. Создание европейской ПРО, которое будет обсуждаться на приближающемся саммите НАТО в Лиссабоне, не должно вводить в заблуждение.


НАТО больше не надо?


Приведу два мнения американцев, которые, возможно, еще не стали общим местом в вашингтонском политическом дискурсе, но свидетельствуют о назревающих переменах в традиционной картине мира американцев.


«Россия, безусловно, представляет проблему для безопасности Европы, однако ей далеко до той угрозы, которую представлял собой Советский Союз. Россия будет стремиться к контролю над своим так называемым ближним зарубежьем, однако она определенно не готова наступать до Ла–Манша. США пора настоять на том, чтобы Европа сама занялась собственной обороной. НАТО больше не имеет смысла в качестве всемирного альянса, так как его роль сводится к защите Европы. США должны выйти из НАТО, может, не сейчас, но в течение 10 лет, чтобы переложить на него всю ответственность за безопасность Европы», — считает американский профессор и бывший офицер, ставший известным после публикации своей книги «Правила Вашингтона: путь Америки к непрерывной войне» Эндрю Басевич.


«Наш интерес к европейской безопасности увял, как осенний лист, — отмечает автор Hot Air Дж. Дайер. — Мы также не видим серьезной потребности в «атлантическом театре военных действий», хотя Россия этой потенциальной линии конфронтации уделяет пристальное внимание. Министр обороны Гейтс в этом году серьезно обкромсал две самые важные структуры военного управления — командование объединенных сил и Второй флот США. Это две важнейшие организации, через которые мы взаимодействуем с НАТО, выполняя ключевую миссию по обеспечению атлантической безопасности. Добавьте к этому решение Обамы об отмене планов размещения объектов ПРО в Польше и Чехии — и вот вам четкое доказательство незаинтересованности в сохранении военной инфраструктуры НАТО. Поэтому мы не должны удивляться тому, что НАТО начинает терять ощущение внутренней устойчивости, своего предназначения и лидирующей роли США. Процесс распада главного альянса Америки, по сути дела, уже начался».


Наверное, это слишком уж радикальные выводы, однако тенденция действительно налицо. В цивилизационном плане Европа и Америка навсегда останутся союзниками, однако прагматичные интересы Соединенных Штатов, которые спровоцировали нынешний финансово–экономический кризис и не могут из него выбраться, заставляют менять приоритеты. Для Европы взять большую ответственность за свою судьбу — это не только вызов, но и шанс.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter