Закуривай, ребята...

«Отступники» в столичном прокате
«Отступники» в столичном прокате

Все так запутанно в современном Голливуде... Возьмем уроженца Нью–Йорка Мартина Скорсезе: он пять раз выдвигался на премию «Оскар» — ни разу не удостоился. Киноакадемики как бы подтрунивают над старым добрым Марти, говорят: «Не нужно тебе кино снимать». Но кинопродюсеры отчего–то продолжают упрямо верить в звезду Скорсезе и каждый год снабжают его миллионами, лишь бы Мартин тешился, занимал себя съемками очередного кинополотна. Голливудский актер Брэд Питт выступает продюсером картины Скорсезе «Отступники», премьера которой заполонила все крупные экраны нашей столицы.

Вскользь заметим, что «Отступники» — это римейк гонконгского триллера «Двойная рокировка» (2002), одного из главных азиатских хитов последнего десятилетия. Многие рецензенты сломали копья, сравнивая оригинальный фильм Во Кьюнг Ло с картиной Мартина Скорсезе. На мой взгляд, это лишнее: римейк для Голливуда — основной источник питания уже несколько десятилетий, и мы вправе рассматривать каждый новый опыт просто самостоятельным произведением. Сами создатели картины во всех интервью повторяют, что от «Двойной рокировки» они абстрагировались еще на уровне сценария, а главная звезда фильма — Джек Николсон — и вовсе признался: «Рокировку» не смотрел сознательно, дабы не засорять себе антенны восприятия.

Кроме Николсона, в «Отступниках» играют «новый Де Ниро» — Лео Ди Каприо, «повзрослевший Мистер Рипли» — Мэтт Деймон и еще целая артиллерия мегазвезд: Марк Уолберг, Рэй Уинстон, Вера Фармига, Энтони Андерсон, Алек Болдуин... Отчего Скорсезе прикрывает свой творческий потенциал таким огромным количеством первостатейных актеров, нам знать не дано, хотя что–то мне подсказывает: Марти снова не возьмет «Оскар». И вот почему я так думаю: основа детективного сюжета «Отступников», как игра в шахматы, с идеальной симметричной конструкцией — в полиции служит «крыса» из мафии Колин Салливан, в мафии — «крыса» из полиции Билли. Ребята долго ищут, вычисляют друг друга и давно бы вычислили, если бы не кровожадный хищник, главарь бостонской мафиозной группировки — Костелло. Он путает мальчишкам все комбинации, для него нет ничего святого, он убивает женщин и детей, и, строго говоря, психушка по нему плачет. Не хочется здесь сбиваться на комплименты актеру Николсону, это все равно, что рисовать красное красным, и тем не менее 70–летнему Джеку таинство сексуальной сцены все еще подвластно, а вот молодцу Ди Каприо — еще или уже нет...

Так вот Скорсезе в «Отступниках» вместо тонкой игры в шахматы подложил мне как зрителю шашки. Тоже неплохая игра, но я настроилась на крутой поединок с распутыванием сложнейших комбинаций, приготовилась к нервным паузам и сладостному созерцанию стиля «нуар». А Марти подсунул свой стандартный набор: предсказуемые сцены, трехэтажные матюки и затертые до дыр разборки на крышах бостонских небоскребов. Под давлением авторитета Скорсезе первую половину фильма зрители в кинозале сдерживают эмоции, но «второе отделение» проходит под дружный смех над стариком Мартином, который ну никак не может закончить свою картину, каждая сцена еще более феерична по бессмысленности, чем предыдущая. Все друг в друга стреляют, причем смачно так в лоб палят. Как сказал мой сосед в кинозале: «Во курево!»

Курево и есть. Уже после сеанса я думала: чего это герой Мэтта Деймона все на купола церкви с тоской поглядывает и даже квартиру себе покупает с видом на храм? А потом вспомнила: в детстве Скорсезе хотел быть священником.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter