Законы Паркинсона

Накануне Всемирного дня борьбы с болезнью Паркинсона, который традиционно отмечается 11 апреля, конвейер новостей так же традиционно оживает...

Накануне Всемирного дня борьбы с болезнью Паркинсона, который традиционно отмечается 11 апреля, конвейер новостей так же традиционно оживает. На сей раз публику развлекли двумя сенсациями. Первая, модная: механизм развития «дрожательного паралича» аналогичен процессу старения, все дело в мутации генов, накоплении ошибок! Вторая, забавная: в Израиле под этот недуг придумали специальную «танцетерапию» с элементами... боевых искусств. На самом деле последняя стоящая новость прозвучала 10 лет назад, когда американо–шведский триумвират ученых получил Нобелевскую премию, объяснив, где же скрывается корень проблемы. Он — в дефиците дофамина, нейромедитора, ответственного в организме за способность к движению. И это обнаружилось спустя почти 200 лет после того, как болезнь была впервые описана! Крепкий орешек «дрожательный паралич», нечего сказать.


Хотя паркинсонизм до сих пор задает врачам загадки, он — не тема для мистификаций, считает заведующий 2–м неврологическим отделением 5–й минской клинической больницы, доктор медицинских наук Владимир Пономарев. Наоборот, эта та болезнь, которую можно описать в цифрах и фактах!


Как минимум 10 тысяч белорусов страдают болезнью Паркинсона, еще около 2 тысяч имеют так называемый паркинсонизм плюс, который при тех же симптомах является отголоском других заболеваний нервной системы. Выявить болезнь Паркинсона врачу помогает только наблюдательность и знание вопроса. Никакими аппаратами или обследованиями такой диагноз не подтвердить!


55 лет — средний возраст, когда ставится диагноз. Факт, что болезнь Паркинсона помолодела сразу на несколько десятилетий (ведь раньше она считалась бичом 70 — 80–летних!), ученые объясняют тем, что помолодели и провоцирующие ее гипертония, диабет, атеросклероз. Кроме того, подстегивать паркинсонизм могут некоторые лекарства (например, нейролептики), отравления (марганцем, угарным газом, этанолом), черепно–мозговые травмы, энцефалит, опухоли головного мозга.


Болезнь проходит 5 стадий. Первая — это признаки паркинсонизма (скованность и замедленность движений, повышенный тонус мышц, тремор и т.д.) в одной половине туловища. На второй стадии такая картина наблюдается уже и справа, и слева. На третьей становится трудно удержать позу, центр тяжести все время «убегает», лицо словно застывает, почерк делается мелким и неразборчивым, походка — семенящей, осанка — характерно сутулой («поза просителя») и т.д. При четвертой стадии передвигаться больной может уже только с посторонней помощью, при пятой — фактически прикован к постели.


У 50 — 60 процентов больных паркинсонизмом развивается депрессия. Дело в том, что у нее с болезнью Паркинсона общие «биохимические корни». Серотонин, от которого так зависит наш жизненный тонус, вырабатывается в тех же скоплениях нервных клеток, что и дофамин. Очень часто первым сигналом болезни становится как раз беспричинное ухудшение настроения.


Паркинсонический тремор — единственный в своем роде, его ни с чем не перепутаешь! Как правило, он возникает в руках (и практически никогда не захватывает голову), в состоянии покоя (в движении, напротив, часто исчезает), а пальцы при этом двигаются до того типично, что вызывают лишь две ассоциации: счет монет или скатывание пилюль.


Вдвое выше риск заболеть у тех, в чьей семье уже прописалась болезнь Паркинсона. Вообще говоря, у любого человека каждые 10 лет жизни в мозгу отмирают 8 процентов клеток, содержащих дофамин. А признаки паркинсонизма появляются, когда «в живых» остается всего пятая их часть. То есть, по идее, настигать болезнь должна только очень пожилых. Однако в дело вмешивается наследственная предрасположенность. Генетически может быть определена и повышенная чувствительность к различным внешним факторам, которые тоже убыстряют дегенеративные процессы в мозге.


Еще 40 лет назад в лечении болезни Паркинсона произошла революция — появились дофаминсодержащие препараты (мадопар, наком, синемет). Первые результаты были настолько впечатляющи, что затеплилась надежда вообще победить паркинсонизм. Увы, эти лекарства, прекрасно помогающие в 75 случаях из 100, через 3 — 5 лет обнаруживают свои побочные эффекты. Поэтому сегодня все чаще назначают средства, стимулирующие выработку дофамина в организме либо замедляющие его разрушение (мирапекс, ПК–Мерц и др.). И, кроме того, никто не отменял других пунктов программы лечения: курса нейропротекторов (антиоксиданты, средства для улучшения мозгового метаболизма) дважды в год, диеты с большим содержанием клетчатки, массажа.


15 — 20 минут должна длиться ежедневная зарядка у больного паркинсонизмом. Обязательно, через «не могу» и «не хочу»! Единственное, стоит избегать упражнений, вызывающих боль или головокружения, и мысленно задавать себе определенный ритм. Задача — сформировать новый двигательный стереотип. Раньше вы поворачивались резко, а теперь нужно — не спеша, мелкими шажками, прежде вы начинали ходьбу с пятки, а сейчас, если возникают затруднения, придется переучиваться — сначала ставить ступню на пальцы, а затем переносить опору с одной ноги на другую.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter