Как ведется работа по приведению законодательства Беларуси в соответствие с обновленной Конституцией

Закон должен идти от жизни

Второй год в стране идет масштабный процесс, сравнимый с грандиозным строительством. Участвуют лучшие умы наших государственных органов и широкой общественности. Продолжается работа по приведению законодательства в соответствие с обновленной Конституцией Республики Беларусь. Сегодня разберемся, что уже сделано и каким вопросам стоит уделить больше внимания.

— Народ Беларуси сделал свой выбор. Выбор в пользу эволюционных преобразований политической системы. Демократично, в соответствии с нашими белорусскими законами… Мы создали и приняли уникальный правовой документ. В нем сочетаются традиции и инновации, народовластие, единство управления. Без ложной скромности его можно назвать Конституцией будущего.

Из выступления Президента Беларуси Александра Лукашенко на торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума, 4 марта 2022 года.
Изменение Основного Закона нашей страны по итогам республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, справедливо называют одним из главных политических событий прошлого года. У белорусского народа получилось, сохранив ключевые основы государственности, актуализировать конституционные положения, обеспечить их соответствие сегодняшним реалиям. Тем самым были созданы условия для дальнейшего движения страны вперед.  
На приведение законодательства в соответствие с обновленной Конституцией было отведено два года. Срок окончания этой работы — февраль 2024 года. Необходимо пересмотреть весь массив законодательства и адаптировать его под новые условия. Прямо сейчас, на наших глазах создается будущее государства, закладывается его единая правовая основа. 

Стоит отметить, что в ходе этого процесса детально изучается правоприменительная практика, выявляются и устраняются проблемы законодательства, нестыковки и шероховатости в нем.

Что особенно важно — это учет мнений и оценок представителей всех слоев общества. К совершенствованию законодательства активно привлекаются эксперты и общественность: организуются диалоговые площадки, проекты выносятся на публичное обсуждение, где открыто и демократично озвучиваются самые разные точки зрения и подходы. Например, в свое время по проекту Закона «О Всебелорусском народном собрании» поступило около 500 откликов.  
Участие людей в решении общих вопросов стимулируется новыми формами взаимодействия граждан и государства: как раз благодаря обновлению Конституции развиваются институты гражданского общества, регламентирована деятельность Всебелорусского народного собрания.

Разумеется, без четкого плана столь колоссальная работа была бы невозможна. Поэтому в апреле 2022 года такой план был утвержден. Согласно ему предусматривались подготовка двух новых законов и корректировка 86 законов. И сегодня можно сказать, что два ключевых закона — «О Всебелорусском народном собрании» и «Об основах гражданского общества», а также законы, обеспечивающие изменения в Избирательный кодекс, законы о Национальном собрании, о Совете Министров, о статусе депутата Палаты представителей и члена Совета Республики, о нормативных правовых актах уже приняты и подписаны Главой государства. А из 86 законов, нуждающихся в корректировке, приняты законы о внесении изменений в 80 актов. Еще ряд документов будет подготовлен к сентябрю текущего года (например, об изменении указов о совершенствовании государственной системы правовой информации, о повышении оперативности и качества нормотворческой деятельности), а некоторые указы — после принятия соответствующих решений Всебелорусского народного собрания (об утверждении Концепции национальной безопасности).

Но и на этом в преобразованиях не получится поставить точку. Еще многое предстоит сделать, и на совещании в ноябре 2022 года Президент Беларуси Александр Лукашенко четко объяснил, почему такое пристальное внимание уделяется формированию законодательной базы в развитие обновленной Конституции: 
— Это не шутка — управление обществом, государством, социально-экономическими процессами и сохранение суверенитета и независимости в настоящее время... Только тот, кто не задумывается над этим, очень легко к этому подходит. В этой части главная задача действующего Президента, то есть меня, — чтобы мы это все утрясли. Поэтому я и уделяю такое внимание этим нормативным правовым актам в развитие Конституции.
В свете этих слов становится предельно ясно, почему реализация обновленных положений Конституции в законодательных актах находится на постоянном контроле  в Администрации Президента. С просьбой пояснить, на чем сейчас делаются акценты в этой работе, «СБ. Беларусь сегодня» обратилась к Заместителю Главы Администрации Президента Ольге ЧУПРИС:


— В настоящее время Администрация Президента ориентирует госорганы-разработчики на то, чтобы, подступаясь к подготовке проекта правового акта, они задавались вопросами: «Почему это должен быть именно Указ? Почему эти отношения не могут быть урегулированы Законом? Может ли проблема быть решена на подзаконном, ведомственном или местном уровне?»
Ведь все проекты должны оцениваться через призму их пользы для государства и общества. Если будет должным образом обеспечена защита государства и его конституционного строя — будут защищены и люди, их интересы как простых граждан.
— Что, по-вашему, для этого нужно сделать?

— Необходимо тщательно подходить к оценке норм проекта как всех вместе, так и каждой в отдельности. При этом должны ставиться вопросы: «Место ли данной норме в этом проекте? Как она будет работать в совокупности с иными его положениями?»

Здесь важно соблюдать баланс. Законы и указы не должны быть чрезмерно детализированы и превращаться в пошаговую инструкцию.

На совещании по вопросам совершенствования работы с кадрами 16 июня 2023 года Главой государства отмечена недопустимость «размазывания» законодательства «по столу», «лишних отсылочных документов», а также необходимость подготовки исчерпывающих по содержанию правовых актов.

Ольга Чуприс при этом подчеркнула, что работа над законодательством подразумевает не только необходимость готовить и принимать правовые акты, но и претворять их в жизнь. А это значит эффективно применять их на практике, разъяснять положения законодательства гражданам и трудовым коллективам, освещать соответствующие вопросы в СМИ. При этом данная работа должна строиться на тесном взаимодействии всех заинтересованных сторон.


В ТЕМУ

В последнее время активно развивается законодательство по вопросам обеспечения национальной безопасности и защиты суверенитета, в том числе электорального суверенитета. Президент неоднократно подчеркивал, что законодательство должно не только оперативно реагировать на любые вызовы, но и упреждать возможные угрозы. Поэтому только за последние два года принято около 90 законодательных актов в данной сфере, из них — 49 актов Президента.


Подготовлено при участии главного государственно-правового управления Администрации Президента Республики Беларусь.

Фото из архива «СБ».
Свое будущее без Беларуси не представляю! Кто и почему ходатайствует о получении белорусского гражданства
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter