Закон человечного тяготения

В чем сила права?
В чем сила права?

Минчанке Валентине Ледковой после смерти родителей достались в наследство небольшой домик и земельный участок в одной из деревень Витебской области. Решила Валентина Петровна оформить их в собственность. Пришла в местный исполком, чтобы уточнить порядок своих действий. И здесь ее огорошили, сказав, что в первую очередь нужно предъявить некие «первичные документы». Таковых не оказалось: родители строили дом 50 лет назад и тогда, естественно, ни о какой регистрации собственной недвижимости не задумывались. Впрочем, и все последующие звенья цепочки приобретения права собственности оказались такими громоздкими и трудновыполнимыми, что Валентина Петровна попросту отказалась от своей затеи. С подобной проблемой, кстати, пришлось столкнуться многим. Хорошо, что на нее вовремя обратили внимание власти и был принят ряд решений, которые значительно упростили процедуру передачи в собственность сельского жилья.

Этот пример показывает, что в правовой сфере нет мелочей и частностей. И любой закон для каждого из нас — вовсе не абстрактное понятие, а своего рода инструкция, которая влияет на судьбу конкретного человека. С таким определением сути законотворчества полностью согласен директор Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Валерий МИЦКЕВИЧ:

— Действительно, законы регламентируют жизнь в самых различных областях — семейных отношений, бытового обслуживания, здравоохранения, образования. Закон незримо присутствует при строительстве квартиры и совершении покупок в магазине, во время проезда в общественном транспорте и выполнения повседневных трудовых обязанностей. И от того, насколько продуманными, приближенными к жизни, социально справедливыми, дебюрократизированными будут законы, зависит жизнь всех нас. К сожалению, бытует мнение, что закон и реальная жизнь зачастую далеки друг от друга. Подобный правовой нигилизм в обществе нужно активно преодолевать, в том числе обеспечивая простоту языка и структуры законодательных актов, их ориентированность на насущные потребности людей.

Вместе с тем рядовые граждане способны и сами вмешиваться в процесс принятия важных государственных решений, а значит — улучшать собственную жизнь. Обозначив некую частную проблему, они тем самым определяют вектор развития законодательства, а когда надо, «приземляют» чиновников от права. Способов в данном случае достаточно, например, общественное обсуждение наиболее значимых законопроектов или обращение с предложением по совершенствованию национального законодательства...

— Валерий Вацлавович, а бывает ли так, что некий частный случай становится своеобразным катализатором для принципиальной ревизии законодательства?

— Нами постоянно изучается правоприменительная практика, чтобы в итоге можно было сделать вывод, необходима ли корректировка того или иного закона. И нередко именно трудности, с которыми приходится сталкиваться простым людям, становятся в каком–то смысле подсказкой для профессионалов, занимающихся подготовкой нормативных актов. Например, некоторое время назад от людей стали поступать жалобы на действия руководителей негосударственных организаций, которые требовали внесения платы за рассмотрение обращений граждан. Чтобы решить эту проблему, в новой редакции Закона «Об обращениях граждан» появилась норма, в соответствии с которой обращения граждан в любые организации должны рассматриваться бесплатно.

В вашей газете 28 июля 2001 года была опубликована статья «Знаменосец», в которой говорилось о неурегулированности процедуры использования государственного флага гражданами. В частности, молодого человека заставили снять с крыши деревенского дома государственный флаг на том основании, что он был прикреплен к самодельному древку. Мы рассмотрели этот вопрос более широко, и в результате в новый Закон «О государственных символах Республики Беларусь» были введены нормы, позволяющие гражданам вывешивать государственный флаг во время торжественных мероприятий, проносить его на различные мероприятия (в том числе и без флагштока либо древка), даже использовать изображение государственного флага в декоративных целях в качестве национального символа.

— А каких законодательных новаций, которые касаются большинства белорусов, следует ожидать в ближайшем будущем?

— Сейчас в Парламенте ведется работа по многим социально значимым законопроектам. Если обобщить некоторые из них, то, скажем, в сфере занятости населения можно ожидать введения норм, повышающих мотивацию безработных к трудоустройству, а также положений, усиливающих социальную защищенность детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не способны на равных конкурировать на рынке труда. В проекте закона «Об общем среднем образовании» закреплены варианты изучения учебных предметов на базовом, повышенном и углубленном уровнях, профильное обучение, положения о языке обучения и воспитания, установлена минимальная продолжительность каникул. А, скажем, в новой редакции Закона «О туризме» должны появиться нормы, защищающие права потребителей туристических услуг, а также регламентирующие отдельные виды туризма — например, сельский и т.д.

Безусловно, это далеко не полный список нововведений. И в дальнейшем наше законодательство будет совершенствоваться только таким образом, чтобы повернуть всю государственную систему лицом к конкретному гражданину, его проблемам и интересам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter