Кравцов о том, чем аукнется Европе зерновой кризис из-за Украины

Заигрались в спекуляции с зерном

Запрет на ввоз зерна и другой аграрной продукции из Украины Польшей и другими странами — одна из горячих тем последних дней. Казалось бы, всего полгода назад правдами и неправдами от России требовали зерновую сделку, чтобы вывезти тот же самый товар. А сейчас под угрозой выживание европейских фермеров. Как такое возможно, если в мире ситуация с продовольственной безопасностью, по данным ФАО, за год ухудшилась на 20 процентов минимум? Все это напоминает большую игру. Разберемся.

Фото из архива «СБ»

Начнем с рейтинга продбезопасности. В 1974-м на Всемирной конференции по проблемам продовольствия, организованной ФАО, приняли решение об определении единых критериев продовольственной безопасности стран. Вначале учитывался только объем производства зерна в расчете на одного человека в год не менее тонны. Сейчас рейтинг рассчитывается по 58 показателям, а наша страна, будучи в 2020 году на 23-м месте, а затем на 36-м, переместилась на 55-е. Отмечу, именно странам, не вошедшим в первую сотню, грозит голод. Причем такой результат явно необъективен, ведь, к примеру, Россия с небывалым урожаем зерна в 2022-м с 23-го места переместилась на 43-е. Даже не буду напоминать, что мы всего за год более чем на 20 процентов увеличили экспорт сельхозпродукции. По данным ООН, Беларусь заняла 6-е место в мире по экспорту сухого молока, 10-е — по маслу, 12-е — по картофелю и так далее. В структуре мирового экспорта страна занимает 4 процента торговли рапсовым маслом, столько же по колбасным изделиям. При составлении рейтинга горе-аналитики учитывали эффект санкций: мол, не поставят нам запчасти — не будет посевной, объявят эмбарго — еще чего-то лишимся. Компьютер считает, что страна почти голодает. Этот пример показывает слабость европейской аналитики, которая надеялась, что экономика России продержится всего два месяца после начала спецоперации. Украина, кстати, в рейтинге на 71-м месте. 

Сидя в Польше, наши беглые в это верят. Они ходят в магазины и оценивают ситуацию по себе. В мире молочка за год подорожала на 19 процентов, как и сахар, мясо. В прошлом году на зерновую группу цены подскочили на 20 процентов — повлияла и зерновая сделка. До нее были заблокированы порты и вывоз российского и украинского зерна по Черному морю (а это половина мирового рынка). После того как их разблокировали, за три месяца из Украины вывезли около 15 миллионов тонн зерна, и только три процента в Африку. Столько же продала Россия, но они-то как раз пошли в Африку и Юго-Восточную Азию. В целом до марта украинцы отправили около 24 миллионов тонн зерна в Китай, Италию, Испанию, Турцию и Нидерланды, по данным ФАО, лишь около 20 процентов довезли до нуждающихся. 

А почему не сделали это раньше по земле? Дело в том, что в ЕС фермеры имеют большой вес в политических партиях. Они понимали: если придет украинское зерно, их рынки упадут. Но все же лоббистам удалось пробить разрешение везти по земле. Практически сразу в Европе на 30 процентов упали цены на зерновую группу, пострадали все ближайшие к Украине страны. Польские фермеры, а затем и другие из Венгрии, Болгарии, Чехии, Словакии спохватились. Ведь все это случилось весной, когда фермерам нужно купить удобрения и дорогую солярку для посевной. А если бы все происходило по обычному сценарию, это зерно должно было уйти в развивающиеся страны. Но оно осело в Европе. 

Что в итоге? Поддавшись на протесты, парламентарии выдали 100 миллионов евро на компенсацию убытков странам востока Евросоюза. Украина, по сути, сломала всю структуру сельского хозяйства в ЕС. При вступлении в этот союз работают связи корпораций: каждому четко указывают, сколько страна должна посеять и по какой цене продать. Если окажется больше, компенсации по 300 евро на гектар не получишь. В Европе все вернется на круги своя. Но весь мир заигрался в спекуляции с зерном. ЕС подсчитывает: Польша, Венгрия и Болгария получили свои миллионы компенсации — и у них преимущество перед западными фермерами. В итоге испанцы и французы пошли бастовать и везут навоз к зданиям своих правительств… 
По сути, зерновая сделка подорвала сельское хозяйство в Европе, потому что не довезли зерно тем, кому обещали. Сама система в ЕС сделана искусственно, под миллионеров, которые играют на жизнях и здоровье людей. Они складывают свои рейтинги продбезопасности не из реальных зерна, мяса и молока, а по результатам санкционных игр.
И если говорить о реальной продовольственной безопасности, надо работать и уважать труд людей. Ведь спекуляции приводят к следующему результату: кто в мире голодал, тому пришлось еще горше, а кто получил зерно по бросовым ценам в Европе — привел к черте банкротства своих фермеров.

В 2023-м, по прогнозам, урожаи в мире уменьшатся. По данным ФАО, в Украине ожидается только 30 процентов от прошлогоднего урожая яровых и озимых. У нас в стране политика по зерну выстроена давно и грамотно. Главный принцип: не продавать его за границу, а благодаря полученным кормам производить продукты с высокой добавленной стоимостью. В Беларуси 70 процентов экспорта — продукция животноводства. Кстати, у нас в этом году должны открыть 30 животноводческих комплексов. 

Сейчас в экспорте нашей продукции налаживаем новые маршруты: Иран, Южная Африка, Китай и другие страны. Если воде нужен путь, она его найдет. Главное — работать и увеличивать объемы, потому что реальная продовольственная безопасность остается во главе угла.

Сергей КРАВЦОВ, депутат Палаты представителей Национального собрания, генеральный директор РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter