Зачем усложнять жизнь?

О правах читающих россиян

Вздумалось мне недавно кое-что из русской классики перечитать. В библиотеку родного вуза ехать было лень, поэтому я решила отправиться в ближайшую к своему дому читальню. Взяла с собой паспорт, примерный список желаемых книг... Библиотекарь без проблем оформила мне читательский билет и быстро нашла все необходимое... Желанные книжечки оказались совсем новые, но только я собралась «упаковать» русских классиков в сумку, как работница абонемента ошарашила меня заявлением: «С вас — 30 тысяч 800 рублей». На мой наивный вопрос, с каких пор у нас библиотеки стали платными, библиотекарь ответила: «Так паспорт же у вас российский. Без залога ни одной книги на руки не дадим».


Да, я — гражданка России. Так уж вышло, что мои родители (этнические белорусы, кстати сказать) более 20 лет назад уехали в далекую и холодную Западную Сибирь осваивать маленький нефтяной городок. Все истории жизни белорусов, эмигрировавших в молодости на заработки на Север, похожи: сначала копили на машину, потом — на квартиру, не успели обернуться — двадцать лет прошло вместо запланированных трех. Кто–то так и остался на насиженных местах, у других со временем хватило смелости и сил вернуться на родину. Мои родители оказались из второй категории северных эмигрантов. Сейчас с маленьким городком ханты–мансийской земли Лангепасом нас троих связывают только воспоминания о 40–градусном морозе, белых зорях и... российские паспорта. Но это все — лирическое отступление. Вернемся к библиотеке.


...Я, конечно, очень люблю русскую классику, но при чем здесь «залог»? Тогда я решила попытать счастья в Минской областной библиотеке имени великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Позвонив, с ходу поинтересовалась условиями обслуживания россиян. Тут все оказалось еще намного хуже, чем в «книжном прокате» возле моего дома. В «Пушкинке» я могу пользоваться литературой только в читальном зале. Про абонемент мне можно и вовсе забыть: там даже за деньги брать книги на дом россиянам нельзя. Когда я спокойно поинтересовалась, на каком основании мне запрещено читать Достоевского и Бунина дома, женщина на том конце провода почему–то грубо ответила: «Девушка, придете к нам и почитаете положение!» Интересно, какое такое положение запрещает российским гражданам свободно читать в Беларуси? Вот так новости!


— Мы деньги не берем! — заверила меня консультант Российской национальной библиотеки. — Не важно, белорус вы или китаец: читайте на здоровье. Но не «на вынос».


Почему же тогда в Минске так ущемляют права читающих россиян? Может быть, Министерство культуры ответит мне на этот вопрос?


Пользуясь случаем, у Министерства здравоохранения тоже поинтересуюсь причиной насущной проблемы: почему я должна каждый год, пока учусь в вузе, платить 61 тысячу 180 рублей за полный медосмотр в студенческой поликлинике  № 33? А также за каждый прием узкого специалиста по 10 долларов. Это при том, что в БГУ я поступила на «бюджет». Какое же это Союзное государство, если по всем официальным документам и загадочным положениям мы, россияне, проходим как иностранцы?


Кстати, гостиничный бизнес не так давно благополучно прекратил подобную дискриминацию. Гости из России наверняка помнят, как несколько лет назад за проживание в столичном отеле им приходилось платить в несколько раз больше, чем белорусам. Сейчас цены для тех и для других в большинстве гостиниц одинаковые.  А в медицине? Что-то не слышно, чтобы с россиян в наших больницах брали деньги. Почему же в других сферах бюрократы так усложняют жизнь?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter