Источник: Знамя юности
Знамя юности

Молодой ученый из Полоцка – об издательском деле, реакции посетителей на экспонаты и книгах, которые удивили

Зачем на стене арфа?

К своим 25 годам Диана Кашкур – ведущий научный сотрудник Музея-библиотеки Симеона Полоцкого. С красным дипломом окончила Полоцкий государственный университет, сейчас учится в аспирантуре Белорусского государственного университета культуры и искусств. Пишет кандидатскую, ведет нескучные занятия для школьников и развеивает стереотип о том, что в музейном деле нет места творчеству.

Арфа – копия инструмента XVII века

Когда-то поэт Бородулин написал: «…ад Полацка пачаўся свет...». В Музее белорусского книгопечатания, который размещается в одном здании с Музеем-библиотекой Симеона Полоцкого, осознаешь истинность этих строк.

– Атмосфера завораживает? – перехватывает мой восхищенный взгляд Диана. – Сама впервые побывала здесь классе в восьмом на Ночи музеев. Даже предположить не могла, что однажды приду сюда сотрудником. Мне очень повезло: такого музея в мире больше нет!

Вместе с Дианой идем дальше. Каждый новый зал – путешествие в историю белорусского книгопечатания, связанную с нашими известными просветителями Евфросинией Полоцкой, Кириллом Туровским, Франциском Скориной.

Путешествие в историю белорусского книгопечатания

«Зачем на стене арфа?» – искренне удивляюсь в библиотеке Симеона Полоцкого, выполненной под европейскую XVIII века. Массивные книжные шкафы, элегантные резные столы читального зала, оригиналы книг Симеона Полоцкого «Жезл правления», «Тестамент», «Вечеря душевная»... Диана замечает:
– Арфа – копия инструмент­а XVII века, под переборы струн такого же впервые прозвучал положенный на музыку  «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Дело происходило при дворе Романовых. Наш земляк был наставником детей царя Алексея Михайловича.

 Замечаю инфокиоск. Одно нажатие – и на экране появляются оцифрованные страницы фолиантов. Возможность прикоснуться к истории очень важна, продолжает Диана:

– Дети в восторге. В моем личном топе – реакция на глобус, который стоит посреди экспозиции. Между прочим, это одна из самых больших моделей земного шара в Беларуси. Трогать руками ее нельзя, но один ребенок настолько впечатлился, что взял и... поцеловал ее.

Один из самых больших библиотечных глобусов в нашей стране

Диана вспоминает, как сама испытала схожие эмоции, вместе с коллегами открыв 20 лет простоявший под стеклом коронационный сборник императора Александра II. Высотой чуть меньше метра, весом 26 килограммов – такое не сможешь забыть. Всегда была книжной девочкой, смеется научный сотрудник:

– Мои родители не связаны с историей и искусством, но отец, в прошлом морпех, очень любит море, поэзию. В моем детстве у нас с папой был забавный ритуал – в общественном транспорте я наизусть декламировала стихи. Видели бы вы лица пассажиров!


Диана пишет кандидатскую:

– Она об актуализации книжного наследия в белорусских музеях. Словом, о том, как и в какой форме рассказывать о ценных книгах. Изобретать велосипед не нужно: во многих учреждениях есть интересные занятия. Наш не исключение. Пару лет назад заведующая музеем Славина Гаврилова предложила показать публике, как выглядел отлив бумаги. Мы перемололи белые листы в блендере, залили водой, откинули на сетку, которую заключили в рамку. Пока наше творение сохло, посетители с пониманием кивали головами: так вот почему книги стоили целое состояние!

Музееведение – и любимая работа, и хобби Дианы Кашкур

Музееведение – и любимая работа, и хобби Дианы Кашкур. В ее копилке немало опубликованных научных работ, например об издательском деле в Полоцке XX века.

Есть и победы на республиканских конкурсах. Еще будучи студенткой ПГУ, девушка стала стипендиаткой специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Основания – отличная учеба и участие в волонтерских проектах (студенты ПГУ выезжают на археологические раскопки в качестве добровольных помощников).

 Диана убеждена:

– Для молодых ученых в нашей стране дороги открыты. Достижения в медицине, химии, IT, бесспорно, важны. Уверена, в сфере культуры тоже есть место инновациям, еще более интересным подходам, открытиям. Важно, что государство уделяет этому внимание. Благодарна, что однажды мои старания, идеи тоже увидели и поддержали.


БУДЬ В КУРСЕ!

Музей белорусского книгопечатания площадью почти 930 метров квадратных открыли 8 сентября 1990 года во время празднования 500-летия со дня рождения Франциска Скорины. Экспозиция входит в состав 11 музеев Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника и размещается в памятнике архитектуры XVIII века – бывшем келейном корпусе Полоцкого Богоявленского монастыря.


naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter