Один из первых герл-бендов СССР — ансамбль «Чаровницы» — отмечает свое 45-летие

Зачарованные

45 лет отмечает один из двух популярных герл‑бендов СССР — первый в Беларуси женский вокально‑инструментальный ансамбль «Чаровницы». Кто ж не помнит трепетные «Пах чабаровы», «Не за вочы чорныя» или «Зачараваную»? Пластинки на фирме «Мелодия», Всесоюзный конкурс артистов эстрады в 1979‑м, Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Пхеньяне в 1989‑м, гастроли по всем союзным республикам и поездки в Афганистан… Коллектив распался в 1991‑м, вместе с Советским Союзом — и внезапно вернулся к жизни в 2011 году, с обновленным составом, свежими идеями и по‑прежнему неповторимым «чаровничьим» звучанием.


История «Чаровниц» на­чинается в 1971 году, в эпоху популярности ВИА, создававшихся в то время пачками по всему СССР, от Москвы до самых до окраин. Официально годом создания группы считается август 1974‑го — года, когда выпускниц Гродненского музучилища приняли в штат Белгосфилармонии, при которой уже пять лет успешно существовали «Песняры». 

Создатель «Чаровниц» Геннадий Летынский отталкивался от популярной на Западе концепции герл‑бенда — девичьей группы, но не просто поющей, а играющей на инструментах. На музыкальном небосклоне Советского Союза был лишь один конкурирующий ВИА с полностью женским составом — «Девчата» Всеслава Лаврова. Разница крылась в звучании: если «Девчата» использовали балалайку с аккордеоном, то руководитель «Чаровниц» Летынский был большим поклонником джаза и джаз‑рока. Эстрадные и народные песни на белорусском языке в джазовой аранжировке приобретали поистине неповторимые звучание и колорит. Именно это звучание до сих пор остается визитной карточкой ансамбля.

— Мы отличались тем, что с самого начала не только пели, но и играли на инструментах, — поясняет саксофонистка Светлана Рагула, пришедшая в ансамбль в 1987 году. — Причем первый состав был большой: три саксофона, флейта, тромбон, труба… Геннадий Летынский давал нам играть джазовые инструментальные композиции вроде «Чикаго», прививая именно такую манеру игры. Мы учились на хорошей музыке, и звучание «Чаровниц» в итоге становилось оригинальным — эстрадным, но с уклоном одновременно в джаз и белорусскую народную песню. 

От старого, еще советского состава в сегодняшнем ансамбле только двое — музыкальный руководитель, вокалистка Ольга Макушинская и Светлана Рагула, именно у них перенимает дух истинных «Чаровниц» пришедшее в разные годы молодое пополнение. 

— Ольга Макушинская — наш процессор, мегамозг, она очень грамотный музыкант и профессионал высочайшего класса. У нее джазовое образование, она преподает вокал в университете культуры и делает все вокальные аранжировки, — рассказывает солистка и по совместительству директор ансамбля Полина Базылева (в коллективе она с 2012‑го, со времени, когда только‑только начиналось возвращение группы на белорусскую сцену). — Возродить группу — это была, конечно, авантюра чистой воды. Но благодаря Ольге Макушинской, Людмиле Наумович, Светлане Рагуле, Людмиле Пасмурцевой все получилось. 
Для ансамбля «Чаровницы» сочиняли лучшие белорусские композиторы‑песенники своего времени: Игорь Лученок, Юрий Семеняко, Евгений Глебов, Владимир Мулявин, Эдуард Зарицкий, ныне здравствующие мэтры Эдуард Ханок и Олег Елисеенков.
  «Чаровницы» — сплоченная музыкальная команда, которая пополняется талантливыми молодыми кадрами. Вокалистка Анжелика Зайцева появилась в коллективе недавно — прошла через кастинг, который группа объявила после того, как Людмила Наумович решила завершить карьеру. Анжелика — мама четверых детей. Кроме музыки, обожает выпечку, которой регулярно потчует остальных участниц. Пирожки, печенья, сладкие пряники — мне тоже достается умопомрачительно вкусное сердечко с розовой глазурью.

— Дети творчеству не мешают! — убеждена певица. — Наоборот, они постоянно ездят с нами на концерты, старшие уже вовсю фотографируют и снимают видео, общаются с нашими поклонниками в соцсетях.

А вот найти девушек, играющих на духовых инструментах, – задачка не из простых. Много вы знаете, например, женщин-трубачей? В основном среди прекрасного пола попадаются флейтистки, реже дамы осваивают кларнет. И уж совсем большая редкость – встретить тромбонистку, инструмент это, прямо скажем, непростой. Такое сокровище – Наталью Лукашевич – “Чаровницы” отыскали несколько лет назад на 4-м курсе университета культуры, когда буквально шерстили все вузы и музыкальные училища в поисках талантливых девушек-духовиков. А совсем недавно коллектив пополнила Дарья Бобко – перспективная молодая саксофонистка, выпускница консерватории, лауреат международных конкурсов и стипендиат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. К ней, как с улыбками признались “Чаровницы”, присматривались долго по прозаической причине: все участницы коллектива высокие и статные, а Даша - маленькая и хрупкая и выбивается из общего ряда. Но… сыграли свою роль и несомненный талант, и роскошные, всем на зависть, рыжие кудри. “Так что на II Европейский играх, где мы давали три концерта, у нас был собственный лисенок Лесик!” – шутят девушки.

«Чаровниц» сегодня можно встретить на всех площадках страны — от районных ДК до Белгосфилармонии, от площади у Ратуши до гигантской сцены Дворца Республики. Приходят к ним и верные, еще советские поклонники ансамбля — поностальгировать, и молодежь, чутко уловившая в потоке современной музыки их всегда по‑особенному ласковые песни. Это не ретро, нет: это немного поп, немного старый добрый легкомысленный джаз — с эстрадной перчинкой и белорусской начинкой. Очаровывающий, нежный, чаровничий.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Полина Базылева: 

— Мы продолжаем дружить с девочками, которые завершили сценическую карьеру. На наш юбилейный концерт 5 сентября в ДК железнодорожников пригласим и Надежду Микулич, которая дала толчок возрождению коллектива в 2011 году, и других участниц ансамбля, которые в разные годы пели в нем и играли. Потому что бывших «Чаровниц» не бывает!

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter