Польский забор в Беловежской пуще наносит огромный вред уникальному природному объекту

Забор наломал дров

Мартовская миссия экспертов ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы подтвердила то, о чем белорусская сторона говорила давно: возведение Польшей забора вдоль государственной границы на территории Беловежской пущи наносит трудновосполнимый ущерб уникальному природному объекту. Подробностями поделились вчера в Национальном пресс‑центре представители Минприроды.


Напомним: забор на границе с Беларусью, проходящий через объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — Беловежскую пущу, Польша построила в 2022 году. Это вызвало закономерное негодование ученых, экологов и других специалистов природоохранной сферы. Политическая конъюнктура в умах западных соседей взяла верх над здравым смыслом.
Белорусская сторона забила тревогу на всех доступных международных площадках. Нас услышали в ЮНЕСКО: в прошлом году было принято решение о направлении в пущу мониторинговой миссии. 
И вот в марте в трансграничном Беловежье побывали глава отдела природного наследия Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО и сотрудник МСОП, специалист в области дикой природы. Принимающая сторона — представители нацпарка «Беловежская пуща», Управления делами Президента, Госпогранкомитета, Комитета госконтроля, ученые НАН и двух университетов, эксперты природоохранных организаций, представители общественности.

— Обеспокоенность Беларуси ухудшением состояния экосистем Беловежской пущи в связи с негативным воздействием заградительного сооружения, возведенного Польшей на охраняемой территории, подтверждается, — заявил по итогам работы миссии первый заместитель главы Минприроды Александр Корбут. — Как с белорусской, так и со стороны международных экспертов обозначены четыре стороны негативного воздействия.

Речь, во‑первых, о блокировании путей миграции животных — это приводит к обеднению генофонда их популяции. Проходы, предусмотренные в заграждении для мелких животных, слишком малы, а для крупных — малофункциональны. Во‑вторых, увеличился риск проникновения инвазивных чужеродных растений и даже природных экосистем. Речь, в частности, об уже набившем оскомину золотарнике канадском. В‑третьих, серьезной проблемой является уничтожение напочвенного покрова при проведении строительных работ и вырубка прилегающей полосы реликтового леса и отдельных деревьев на польской стороне пущи. Наконец, в‑четвертых, налицо нарушение гидрологического режима на участках некоторых рек. Это уже привело к подтоплению лесов, и в дальнейшем ситуация будет только усугубляться.


В Минприроды с сожалением констатируют безразличие польской стороны к природоохранным вопросам. Даже на приглашение к сотрудничеству хотя бы в рамках нынешней мониторинговой миссии западные соседи не отреагировали. Между тем визит экспертов ЮНЕСКО в пущу далеко не первый, напомнила начальник главного управления экологической политики, международного сотрудничества и науки Минприроды Татьяна Конончук. Например, в решении Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО по итогам миссии 2018 года белорусской и польской сторонам было рекомендовано усилить взаимодействие по охране единого объекта и принять совместный план управления. Приглашения от Минска соседям поступали, в ответ — молчание.
Сейчас в Беларуси ожидают, что в ходе 46‑й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится в июле в Дели, будет принято решение, объективно и достоверно отражающее текущую ситуацию в Беловежской пуще. 
Это должен быть документ с предложением конкретных рекомендаций польской стороне по устранению причин негативного воздействия возведенного заграждения на Беловежскую пущу, считают в Минприроды.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter