Забег с калькулятором

Александр Рудских в поисках утраченного
Александр Рудских в поисках утраченного

Горе побежденным... Уезжая в Афины, теперь уже бывший главный тренер национальной сборной Беларуси по легкой атлетике Александр Рудских, хитро щурясь перед объективами фото– и телекамер, обещал привезти из греческой столицы не менее 5 медалей. Увы, белорусские спортсмены лишь трижды смогли подняться на пьедестал. Спортивную истину о том, что проигрывает всегда тренер, Александр Григорьевич принял без возражений, однако даже по прошествии времени Рудских не отказывается от своего прогноза: «Эта команда просто обязана была завоевывать пять медалей. Почему не смогла? Оглядываясь назад, я вижу, почему». Выслушаем точку зрения уважаемого специалиста.

— Пытаясь докопаться до истины, я проанализировал не только результаты последней Олимпиады, но и всех главных стартов белорусских атлетов за последние 7 лет. В результате сделал несколько маленьких открытий, которые позволяют дать оценку эффективности технологии подготовки того или иного спортсмена, его психологических особенностей... Этот момент, кстати, для нашей команды очень актуален. Ведь спортсмены, которые могут на главных стартах выступать на уровне своих тренировочных результатов, как правило, оказываются с медалями. Вспомните Яну Корольчик, Андрея Михневича. Но таких спортсменов у нас крайне мало: за 7 лет я насчитал лишь 10 атлетов, но все они принесли медали.

— Так что же выходит: остальным путь на пьедестал закрыт?

— Нет, допускается снижение личного результата на 2 процента. Если больше — медали не будет. Не верите? Вот вам пример — Иван Тихон. В 2000 году он был четвертым, но с таким же результатом, как и «бронзовый» Игорь Астапкович, и это было лишь на 0,7% ниже его лучшего на тот момент результата. В Париже на чемпионате мира Иван допустил снижение на 1% и стал победителем. Эти результаты подчеркивают высокий уровень подготовки спортсмена. А серебряная олимпийская медаль ничего не подчеркивает. В Афинах Тихон выступил на 5,5% ниже своих возможностей. Вывод — при другом подходе это было бы верное «золото»!

— Почему же Иван так сдал в Афинах?

— Во–первых, эмоциональное напряжение на Олимпиаде очень высоко, во–вторых, никто из соперников до этого не показывал своих истинных возможностей. После того как в Стайках Иван, освоивший новую технику броска, показывал 84,42 метра, в Грецию он ехал с намерением не просто забрать золотую медаль, а установить мировой рекорд. А оказалось, что там метают почти так же! Да еще и «свидетели» нашлись, которые накануне заявили в интервью, что Мурофуши на тренировках метал за 85 метров!.. Тихон дрогнул и стал метать «как раньше», что просто не могло принести ему победу. Результат — лишь «бронза», после дисквалификации Андриана Аннуша ставшая «серебром»...

— Но ведь человеческий фактор всегда имеет место, а потому разве можно предсказать заранее, как себя поведет тот или иной спортсмен на турнире?

— Досконально нельзя. Но из моих расчетов можно сделать вывод: если спортсмен не показывает лучшего результата хотя бы на уровне границы бронзовой медали, он никогда не завоюет более высокое место, сколько бы тренеры ни обещали это в министерстве. Вот мы Судак или Черевко 7 лет возили по турнирам и что? Где обещанные медали?

— Так чего же возили?

— Меня все убеждали, что из них будет толк...

— Ну ладно, Тихон не рассчитал силы, сорвался. Но остальные–то?

— (Пауза.) Остальные... Там свои просчеты. Вот, например, медаль Михневича в толкании ядра. Если бы Андрей не выступал зимой, он бы наверняка выиграл Олимпиаду. Но он решил обязательно выиграть зимний чемпионат. Я не смог настоять на своем мнении, за что, кстати, и поплатился после Афин... Похожая ситуация и с эстафетой. Там ведь проблема была не в том, что расставили спортсменок не так, как надо. Да если бы Сафронникова и Невмержицкая были готовы хотя бы так, как на чемпионате республики... Куда что девалось у Наташи — знает, наверное, только ее муж — тренер Леонид.

С Нестеренко — другая история. Она была согласна бежать на последнем этапе, но ее тренер Виктор Ярошевич... был категорически против. Он сказал: «Остальные не стали сильнее за два последних дня, значит, перестановка не дает выигрыша во времени, а Юля, и до Олимпиады имевшая проблемы со связками, в финишном азарте элементарно может «порваться». Я пошел навстречу его просьбе и оставил все, как было запланировано изначально... А потом, после Игр, все представили наоборот.

— Когда приходится рисковать здоровьем олимпийской чемпионки, далеко не каждый сможет быть настойчивым. Вот, например, ваш нынешний преемник — Анатолий Бадуев — более принципиальный человек в отношении спортсменов?

— Анатолий Бадуев — хороший специалист и абсолютно правильно занял место главного тренера, но ему нужно научиться держать удары — их в легкой атлетике бывает даже больше, чем в боксе. (Смеется.) Я ему, кстати, уже не раз говорил, что в этом спорте надо быть очень осторожным. Иначе — заклюют.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter