Гений места Иннокентий Смоктуновский

«За твой успех пьет королева...»

Не успеваешь следить за всеми публичными скандалами. Какой из них настоящий, а какой постановочный?
Искушение замочной скважиной — Гений места Иннокентий Смоктуновский — Шекспировский ответ — На уик–энд к дедушке

Не успеваешь следить за всеми публичными скандалами. Какой из них настоящий, а какой постановочный? На чьей стороне правда? Выработался инстинкт: обязательно вечером прильнуть к какой–нибудь замочной скважине в чужой двери. Наверное, ненормально это. Успокаивает, что все–таки прильнуть не для того, чтобы позлорадствовать, а примерить на себя чей–то сюжет.

В очередном выпуске программы «Пусть говорят» разбирали трагедию в семье певицы Екатерины Шавриной. В 2014 году народная артистка России, управлявшая своей «Хондой», попала в аварию: вылетев на полосу встречного движения, лоб в лоб столкнулась с «Ауди». В аварии погибла ее младшая сестра Татьяна, старшая сестра Рада была госпитализирована с тяжелыми травмами. Шаврина от госпитализации отказалась.

Прошел год, и, как героиня пьесы «Визит дамы», сестра Рада пришла в студию «Пусть говорят» требовать справедливости и уважения. Она хочет, чтобы Шаврина перед ней извинилась. Но, по–моему, не все так просто. Всю жизнь певица помогала родне — одаривала, если верить телесюжетам, квартирами, дачами, подарками. Однажды вывезла за свой счет 16 человек родственников на зарубежный курорт. «Да у нее 13 выступлений за год!» — вдруг вскричала Рада. При чем тут гастрольный график? Потому происходящее в студии отдавало неприятным привкусом и напоминало драму Бергмана «Шепоты и крики». Какая–то пропасть пролегла между двумя выжившими в трагедии сестрами. И никто им не поможет, если сами не услышат друг друга.

Много бед выпало и на долю актера Иннокентия Смоктуновского, которому 28 марта исполнилось бы 90 лет. Война, на которую он попал курсантом Киевского пехотного училища и сразу был переброшен на Курскую дугу (в первом же бою из 130 курсантов выжили 4). Немецкий плен и бегство из него. Подмостки Норильского Заполярного театра драмы... О судьбе актера рассказал документальный фильм «Иннокентий Смоктуновский. За гранью разума».

...Мягкий, чуть блуждающий взгляд, совсем негероическая внешность, подпрыгивающая походка. Но Иннокентий Михайлович удивительно обживал место в кадре. В одном из киноэпизодов его заметил режиссер Георгий Товстоногов и пригласил в БДТ. Во время репетиций «Идиота» своего героя Смоктуновский искал долго, этими поисками ополчив против себя труппу. Когда нашел — все ахнули. Возле БДТ выставляли конную милицию. А когда в гримерку после спектакля пришел к нему внук Достоевского, то сказал просто: «Иннокентий Михайлович, вы — гений». 

Любопытно, что многие коллеги отказывались работать с ним вместе в кино. Например, такой титан, как Михаил Ульянов. «Мне старайся, а ему только ручкой взмахнуть?» — жаловался Михаил Александрович. В театре и кино Смоктуновский сыграл поразительно много: князь Мышкин, Чайковский, борец с нетрудовыми доходами Деточкин, Сальери, проницательный Порфирий Петрович, Плюшкин, доктор Генри Джекил, чеховский дядя Ваня, Гамлет. Правда, спустя годы считал, что фильм они с Козинцевым «профукали».

Английский режиссер Деклан Доннеллан, выпустивший недавно премьеру балета «Гамлет» с хореографией начинавшего карьеру артистом в белорусском балете Раду Поклитару, признался, что фильм Козинцева помог ему в работе. Как и все другие версии шекспировской трагедии. «Моя миссия в том, чтобы люди перестали бояться Шекспира, — трактовал свое видение в программе «Главная роль» телеканала «Культура» сдержанный британец. — Ведь главная тема «Гамлета» — это потеря близких». Шекспир, которого даже спустя века пытаются уличить во всевозможных грехах, по мнению Доннеллана, писал об обычных людях.

Об обычных людях снимает и частый гость Минска и кинофестиваля «Лiстапад» Станислав Говорухин, отметивший день рождения в конце марта. Телевизионщики приветили мастера документальным фильмом из цикла «Монолог в 4–х частях» и премьерой его новой ленты Weekend («Уик–энд»), которую Говорухин представил в Минске лично в ноябре прошедшего года. Наконец–то эта напряженная картина, снятая по мотивам романа Ноэля Калефа «Лифт на эшафот», у которой не было достойного проката, получила доступ к широкому зрителю.

Эшафот у каждого творческого человека, как показывает судьба Смоктуновского, действительно свой. Но если повезет, лифт может до него не доехать.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 63 (24693). Пятница, 3 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter