За БАТЭ ответил!

О «подушке безопасности», своих болельщицких предпочтениях, строительстве нового стадиона и многом другом говорил Анатолий Капский во время общения с болельщиками на онлайн–конференции в «СБ»

О «подушке безопасности», своих болельщицких предпочтениях, строительстве нового стадиона и многом другом говорил Анатолий Капский во время общения с болельщиками на онлайн–конференции в «СБ»


В четверг БАТЭ стартует в групповом этапе Лиги Европы. В Лиссабоне на стадионе «Эштадиу да Луш» борисовчане встретятся с «Бенфикой» (начало матча в 22.05). Перед ответственной игрой в гостях у «СБ» побывал председатель правления ООО «ФК БАТЭ» Анатолий Капский и в режиме онлайн–конференции более двух часов общался с болельщиками. До глубокого вечера, плавно переходящего в ночь, Анатолий Анатольевич откровенно отвечал на все поступившие вопросы, не разделяя их на удобные и не очень. Наиболее интересные моменты общения мы предлагаем вашему вниманию, а полную версию конференции вы можете прочитать на нашем сайте — www.sb.by


Ihar Melnikau: Доброго времени суток, Анатолий! Во–первых, большое вам спасибо за умелый менеджмент и грамотное руководство. Вы уникум. Такого в белорусском футболе еще не было. Во–вторых, хотел узнать ваше мнение по поводу нашей сборной. Как вы думаете, чего не хватает главной команде для того, чтобы, наконец, всех нас порадовать выходом в финальную часть? Чем мы хуже Латвии, которая в свое время прорвалась на «Европу»?


Анатолий Капский: Спасибо за добрые слова. То, чего достиг БАТЭ, — это плод работы всей команды, менеджмента, поэтому я слова Игоря воспринимаю как поздравление и благодарность всему нашему коллективу. Что касается команды Латвии, то я думаю, что белорусский футбол сегодня не хуже и располагает не меньшими ресурсами для достижения цели выхода в топ–турнир. Но для этого должно многое сойтись воедино. Это и организационные моменты, и единство руководства федерации, тренерского штаба, игроков, и поддержка болельщиков. А нам что–то постоянно мешает. Это такая глобальная тема, что рассуждать о ней можно долго.


Алексей Ogneff: Анатолий Анатольевич, существует мнение, что в условиях кризиса в следующем году от команды отвернутся спонсоры и бюджет у клуба будет на уровне «Сморгони». Есть ли запас прочности в этом вопросе?


Анатолий Капский: Сегодня мы все наши обязательства выполняем вовремя и у нас есть «подушка безопасности» для исполнения бюджета в следующем сезоне на уровне 2009 года. Это без учета поступлений от спонсоров. Если мы хорошо отработаем в этом направлении, то сможем или более активно развиваться, или сохранить «подушку безопасности» на более длительный срок без учета планируемых поступлений.


Андрей Соколов: Уважаемый Анатолий, в одном из интервью вы отметили, что не видите смысла в строительстве нового (реконструкции старого) стадиона до уровня трех звезд, с тем чтобы принимать групповую стадию еврокубковых турниров на своей арене. Мотивировка была убедительной: на матчи внутреннего чемпионата и действующий стадион не заполняется. Сегодня, когда на матчи первенства страны городской стадион забивается почти под завязку, когда БАТЭ второй год подряд играет в групповом раунде еврокубков, когда приходится арендовать полуаварийный стадион «Динамо», вы остаетесь при своем первоначальном мнении?


Анатолий Капский: Давайте расставим точки над «i». По–моему, я никогда не заявлял, что как только стадион в Борисове начнет заполняться до 5,5 тысячи, мы тут же построим арену, способную принимать матчи группового турнира Лиги чемпионов, хотя бы потому, что стоимость такого сооружения будет как минимум несколько десятков миллионов долларов. Это раз. Два — мы сегодня начинаем рассматривать вопрос строительства или покупки и монтажа трибуны из легких конструкций, для того чтобы увеличить вместительность стадиона. Проанализируем итоги сезона с точки зрения посещаемости, наметки продажи абонементов на следующий сезон. К слову, абонементов мы пока продаем не более 700. Подсчитаем наш бюджет на будущий год и примем решение. На Западе строящиеся спортивные объекты достаточно быстро окупаются и приносят доход клубу. В нашей ситуации стоимость билета чисто символическая, и сегодня, привлекая инвестиции, мы должны гарантировать их возврат. Поэтому проект необходимо реализовывать в сотрудничестве с местными властями, если они оценивают его как социальный и важный для города. Иначе при сроках окупаемости около 20 лет строительство стадиона — неэффективное вложение денег, и я как менеджер не имею права на это идти. Да и время сейчас не самое простое для принятия инвестиционного решения. Но смею вас заверить, мы об этом думаем и работаем в этом направлении.


Фома Неверующий: В фанатской среде не раз приходилось слышать мнение, что команда БАТЭ, которая вышла в группу Лиги чемпионов и которая дошла до группы Лиги Европы, — это все основа, заложенная еще Игорем Криушенко. А Гончаренко лишь, как это сказать помягче, подшлифовал то, что было сделано его предшественником. И эта команда начинает сдавать.


Анатолий Капский: Когда вместо Пунтуса пришел Криушенко, все говорили, что наша команда начнет сдавать. Этого не случилось. Мы постоянно прибавляли, об этом говорят результаты. Когда ушел Криушенко, нам вообще предрекали быструю смерть. А мы еще как растем. Это жизнь: уходят тренеры, клуб остается и двигается вперед. Я часто общаюсь с фанатами БАТЭ, читаю форумы, но почему–то такое мнение если и встречалось, то это было очень давно и у отдельных товарищей. Поэтому о «фанатской среде» вы это, Фома Неверующий, громко. Возьмите чистую математику. В прошлом году у нас были, за исключением Хагуша, абсолютно новая оборона и вратарь. Гораздо громче заявили о себе Сиваков и Нехайчик, которые практически не попадали в состав при Криушенко. Кроме того, был приобретен Володько. Если говорить о сезоне 2009 года, по крайней мере, о его первой половине, пока не вернулся Родионов, то из состава, который играл при Криушенко, как об игроках основы того периода можно говорить только о Стасевиче, Лихтаровиче и, может быть, Кривце. А так команда абсолютно другая. Более того, многие игроки, которые сегодня являются нашими лидерами, росли в дубле под опекой Гончаренко. Да и тренеры Криушенко и Гончаренко хорошие, но я–то знаю, что они разные. И с точки зрения построения тренировочного процесса, и с точки зрения ведения игры. Но еще раз говорю: оба они очень хорошие специалисты.


Очкарик: Анатолий, у меня к вам 2 вопроса. Будь у вас бюджет «Челси» или «Манчестер Юнайтед», кого бы вы купили в свою команду? На ваш взгляд, должно ли быть в белорусском чемпионате ограничение на легионеров?


Анатолий Капский: Начну со второго вопроса. Сегодня, насколько я понимаю, ограничения есть во всех первенствах, наверное, за исключением Англии. Но там свои сложности с получением рабочей визы: легионер в премьер–лиге должен наиграть определенное количество матчей в сборной своей страны. Сегодня ФИФА предлагает ограничения на уровне не более 5 легионеров в команде. Я думаю, что это эффективный шаг. Но коль весь мир идет по пути ужесточения лимита на легионеров, я думаю, нам не стоит отказываться от формулы «четыре на поле», действующей у нас сейчас.


Касательно первой части вопроса должен сказать, что я не люблю разговора в сослагательном наклонении. Поэтому просто назову свой звездный состав из лидеров мирового футбола. В воротах — Ван дер Сар. Центр обороны тоже манчестерский: Фердинанд, Видич. Слева в защите — Эвра. Справа — Санья. Полузащита: Яя Туре, Хави, Иньеста, Аршавин. В нападении: Дрогба и Месси.


Руслан Игнатович: 1. Вы ощущаете свою ответственность за то, как складываются судьбы футболистов, расстающихся с БАТЭ? Не жалеете ли задним числом о том, что не задержали в команде Егора Филипенко? 2. Вы по–прежнему являетесь противником сокращения белорусской высшей лиги до 12 команд? 3. Как вы оцениваете освещение белорусского футбола СМИ? Не считаете ли назревшей постановку вопроса о создании в Беларуси специализированного спортивного канала?


Анатолий Капский: 1. Мы ощущаем ответственность за то, как складываются судьбы людей, которые работали или играли в нашем клубе, и стараемся со всеми сохранить добрые, теплые отношения. Что касается Егора Филипенко, то это решение принимали он сам, его семья, агент, с которым он, кстати, насколько я знаю, через год расстался. Зимой я заводил разговор с Егором о возвращении в БАТЭ, когда он пребывал в ситуации неопределенности со своими дальнейшими перспективами. Он ответил, что считает это шагом назад. После этого о расставании с ним я не жалею. А Егору желаю удачи.


2. Вообще–то я не противник сокращения лиги до 12 команд. Честно признаюсь: не понимаю, будет ли нашему футболу от этого лучше, но решение принято. Поживем — увидим. В Латвии, которую приводили в пример, — 12 команд, но я считаю, наш клубный футбол сильнее. На мой взгляд, на силу чемпионата влияет не количество команд, а масса других сложных взаимосвязанных факторов.


3. Наверное, неправильно говорить, что у нас СМИ хуже, а футбол — лучше или наоборот. Футбол находится на определенном этапе развития, как и уровень спортивной прессы. Самые большие претензии у меня — к телевидению, и касаются они умения показать футбол. Вопрос о создании в Беларуси специализированного спортивного канала находится не в плоскости «нужен или не нужен». Конечно, нужен. Но у нас нет больших ресурсов в стране, чтобы решить все проблемы разом. В России, которую мы любим приводить в пример, есть «Газпром», нефтяные компании, другие корпорации, обладающие богатством за счет недр. Они и спонсируют спортивные каналы по поручению руководства страны. У нас таких богатств нет. Поэтому придется идти рыночным путем. И, наверное, путь этот будет тернистым.


Roman: Анатолий Анатольевич! Скажите, есть ли планы по привлечению технического спонсора в клуб? Если нет, то почему? Спасибо!


Анатолий Капский: Мы этим вопросом занимались и в прошлом году, и ранее, и сейчас. Были определенные наметки на сотрудничество с Adidas или Nike в этом году, но, к сожалению, сегодня представители этих компаний ссылаются на кризис. Все представительства серьезных компаний по производству спортивной экипировки в Восточной Европе, как правило, находятся в Москве. И белорусский рынок рассматривается ими как часть российского. И доля наша при этом невелика. Поэтому привлекать сюда серьезные компании сложно.


Константин Нащинец: Добрый вечер, Анатолий! 1. Как вы оцениваете работу Бернда Штанге на посту главного тренера сборной страны? 2. Рассматриваете ли вы вариант усиления БАТЭ с помощью именитого легионера, который может сделать команду, да и футбол вообще, еще более популярными в стране? Упирается ли это в финансы? 3. Правда ли, что после неудачных матчей вы лично устраиваете всей команде разнос?


Анатолий Капский: 1. Будет не совсем корректно, если я стану  оценивать работу Штанге, поскольку я являюсь членом исполкома АБФФ. Анализ и оценка будут даны по окончании отборочного цикла. Скажу как болельщик: у меня практически те же претензии к Штанге, что и у любого любителя футбола. Все проблемы он видит в том, что линия обороны сборной состоит из игроков белорусского чемпионата, якобы поэтому мы много пропускаем. Зато вся группа атаки — легионеры. И что, мы много забиваем? Если брать два последних матча, то Штанге прислушался к многочисленным советам и исправил свою ошибку начала отборочного цикла — вернул Омельянчука и Кульчия в центр полузащиты. После этого мы пропустили всего один гол и не дали создать много моментов. На мой взгляд, и атакует, и защищается вся команда. А искать виноватых и невиновных — в корне неправильно. Задача тренера — сбалансировать команду так, чтобы компенсировать слабые стороны своих игроков и показать в игре лучшие. А критиковать ребят, которые тебе не ответят в силу своей воспитанности и нелегионерского статуса, на мой взгляд, неправильно. Попробовал бы г–н Штанге покритиковать легионеров из той же сборной. Тренер должен думать о психологии футболистов, которых вызывает в команду. А то потом появляются те, кто не хочет туда ехать. Мерилом всего является результат. Так всегда было, есть и будет. Сегодня есть белорусские тренеры, которые в случае согласия, на мой взгляд, могли бы возглавить сборную и дать ей много нового, интересного. Это, несмотря на наши личные отношения, и Игорь Николаевич Криушенко, и Леонид Станиславович Кучук. Только при этом нашим специалистам надо создавать условия для работы не хуже, чем те, что созданы сегодня. Здесь я хочу признать, что Штанге полезен нашему футболу, потому что считаю его очень хорошим менеджером. И человеком, который смог оградить команду от непрофессионализма.


2. Мы пытались зимой пригласить аргентинского футболиста, который играет в Бельгии, но тут же была предложена цена абсолютно не рыночная. Для многих в мире чемпионат Беларуси — это большая загадка. Косвенно это подтверждает и приглашение именитых легионеров в Россию. Цена сразу вырастает как минимум в два раза. Считаю, что переплачивать в такой ситуации неразумно.


3. У нас в этом году было несколько неудачных матчей. Разговор на повышенных тонах состоялся только после гостевой игры с могилевским «Днепром». Это был не разнос для всей команды — просто привык говорить в глаза то, что думаю. Есть люди, которые не всегда попадают в основной состав. В той игре они получили шанс. Сыграли бездарно, не помогли своим товарищам, разочаровали болельщиков. Вообще, чаще спрашиваю с футболистов не за счет и результат, а за отношение к болельщикам. Может быть тяжело, может не получаться, но все должны биться на поле до конца.


Минько Сергей: Кого из игроков внутреннего первенства вы хотели бы видеть в БАТЭ? Спасибо.


Анатолий Капский: Одного могу назвать, потому что мы совершили все разрешенные предварительные процедуры. Это Эдгар Олехнович из брестского «Динамо». Есть и другие. Но, как правило, если мы начинаем называть имена, то возникают баснословные цифры и суммы трансферов. Придет время и болельщики все узнают.


Владимир Астапенко: Кого из ваших коллег–управленцев в других белорусских футбольных клубах вы могли бы назвать Профессионалом (именно с большой буквы), человеком на своем месте.


Анатолий Капский: Я думаю, что будет не совсем правильно кого–то выделять. С точки зрения срока руководства клубом, затраченного на это здоровья и нервов можно поставить в пример Валерия Ивановича Стрельцова. Но в других клубах тоже появились молодые коллеги, которым по силам достичь серьезного уровня с точки зрения футбольного менеджмента.


Вячеслав Игнатович: Анатолий, добрый день! Рад возможности заочно пообщаться. Беспокоит, надеюсь, известный вам по публикациям в «Прессболе» любитель футбола. О руководстве БАТЭ мне доводилось писать немало хорошего. Но были случаи и некоторого, назовем это так, недоумения, как, например, после прошлогоднего эмоционального заявления по поводу заполнения трибун зенитовскими болельщиками на домашнем матче БАТЭ в Лиге чемпионов. Вопрос такой. Не держите ли обиды? И как вообще относитесь к критике в свой адрес? И еще парочка провокационных вопросов. Сейчас главенствующая роль БАТЭ в белорусском клубном футболе сомнений не вызывает. Но в недалеком прошлом вы выражали опасения, что у нас хотят искусственно возвести на трон столичное «Динамо». В этих высказываниях было больше послематчевых эмоций или взвешенного анализа? И как вообще складываются ваши отношения с динамовским руководством?


Анатолий Капский: Добрый вечер, «Осенний дождь». Я рад возможности общаться с болельщиками любого клуба. Если эти болельщики разумны и способны признавать очевидное. Более того, для меня было настоящим счастливым потрясением узнать, что ваши сыновья болеют за БАТЭ. И, по–моему, один из ваших сыновей, если я не ошибаюсь, сегодня контактировал со мной здесь на интернет–конференции — Руслан Игнатович. Фамилия Игнатович, интересные вопросы... Думаю, я не ошибся. Касательно вашего вопроса: никакой обиды не держу. К критике отношусь, как все. Сразу не соглашаюсь, а когда успокоюсь, а я человек очень эмоциональный, то справедливое всегда готов признать публично. Вопрос флагманства в белорусском футболе считаю надуманным. Главное, чтобы флагманом был наш футбол. Естественно, в моих послематчевых высказываниях всегда больше эмоций, чем взвешенного анализа. Что касается динамовского руководства, то со всеми отношения хорошие, деловые. Иногда при встрече можем хорошо посидеть за столом. Есть футбол, а есть просто жизнь. Самое главное — какой человек. А динамовец он, спартаковец или из «Трудовых резервов», для меня не важно.


Халипский Сергей: Добрый день! Анализировали ли вы возможность распространения билетов на матчи Лиги Европы посредством интернета? Пример хоккейного «Динамо», на мой взгляд, очень удачный: заказываешь билеты в интернете, приходишь и забираешь в удобное время, а еще лучше — можно воспользоваться для оплаты мобильным телефоном или карточкой!


Анатолий Капский: Мы этот способ распространения рассматриваем. Но не факт, что он будет эффективным. Потому что нам в прошлом году пришлось столкнуться с ажиотажным спросом на билеты. Когда предложение было в несколько раз ниже количества болельщиков, желающих приобрести билеты. Мы пытаемся учесть ошибки прошлого года и организовать продажу билетов справедливо. Посмотрим, что из этого получится.


Централ: Какой соперник в Беларуси для БАТЭ самый принципиальный? Думаю, что минское «Динамо»? Намного ли сегодня уровень БАТЭ превосходит уровень минчан? И есть ли что–то в «механизме» вашего главного конкурента, чему вы по–хорошему завидуете?


Анатолий Капский: Для нас все наши соперники в чемпионате принципиальны. С каждым существует своя история взаимоотношений. БАТЭ и «Динамо» постоянно бьются за медали, и поэтому наши матчи имеют всегда много разных подоплек. Думаю, это полезно для нашего футбола. Что касается уровня, я уже говорил, что я не люблю давать субъективные оценки. Уровень каждого — в турнирной таблице. В механизме «главного конкурента», как вы сказали, ничему не завидую. У «Динамо» большая группа фанатов–ультрас, но у нас ее численный состав не стоит на месте — он постоянно увеличивается, а вообще, количество людей, приходящих на матчи нашей команды и болеющих за нее, сегодня больше, чем у «Динамо», и это объективный факт.


Сергей Серко: Анатолий Анатольевич, мне кажется, Сережа Кривец должен переехать в более сильный чемпионат. Какая его стоимость на сегодня и готовы ли вы расстаться с игроком в зимнюю паузу?


Анатолий Капский: Мы даем возможность развиваться нашим футболистам. И всегда рады, когда они получают предложения из сильных клубов других чемпионатов. Сергей многое сделал для нашей команды и, наверное, сложно найти человека, более преданного нашей команде. Сергей доказывает свою любовь клубу на поле, при малейшей возможности тепло отзывается о нем в СМИ. Поэтому, если будут хорошие предложения, мы готовы их рассматривать. Но мы знаем себе цену и никогда не согласимся на подачки. Я думаю, мы с Сергеем найдем здравый компромисс в этом вопросе.


Дмитрий. Борисов: Здравствуйте, Анатолий Анатольевич! Возможен ли вариант приобретения таких футболистов, как Сазанков («Днепр») и Кисляк («Динамо» Мн), спасибо и дай вам Бог здоровья и успехов.


Анатолий Капский: Дмитрий, спасибо за пожелания здоровья и успехов. Футболисты, которых вы назвали, на мой взгляд, смогли бы заиграть в БАТЭ, и мне они очень нравятся. Есть такое выражение «никогда не говори «никогда». Поживем — увидим.


Ре(марк): Анатолий Анатольевич, сколько денег у вас уходит на телефонные разговоры в месяц? Спасибо.


Анатолий Капский: Я думаю, что не стоит отвечать на этот вопрос. Скажу только, что футбольными разговорами бюджет завода БАТЭ я не отягощаю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter