Почти на 4% уменьшился в денежном выражении экспорт продукции предприятий Минсельхозпрода

Язык до Эр-Рияда доведет. Только не говяжий…

Почти на 4% уменьшился в денежном выражении экспорт продукции предприятий Минсельхозпрода
ПОЧТИ на четыре процента уменьшился за первый квартал к трем месяцам прошлого года в денежном выражении экспорт продукции предприятий Минсельхозпрода. Специалисты объясняют это падением цен на мясо и молоко в России, куда поставляется львиная доля товаров. Но такая тенденция прогнозировалась заранее, Правительство нацеливало производителей на диверсификацию внешних поставок. Стало ли это реальностью?

Да, уж много раз твердили миру: нельзя зацикливаться только на восточных соседях, надо искать покупателей в странах дальней дуги. Но, похоже, дальше благих пожеланий дело не идет. В январе—марте поставки продовольствия в Россию составили 94,6 процента от общего объема — на 1,8 процента больше прошлогоднего уровня. Как видим, переработчики по-прежнему выбирают самый легкий путь сбыта.

А как же дальнее зарубежье? Увы, его удельный вес лишь полтора процента. Более того, несмотря на просьбы и требования сверху, поставки туда уменьшились наполовину. А в страны Европейского союза экспорт вообще лишь на уровне одной трети к прошлогоднему первому кварталу.

В начале 2016-го принято постановление Совета Министров, определяющее уровень поставок продовольствия на новые перспективные рынки. Годовое задание небольшое — всего 3,2 миллиона долларов. За квартал оно выполнено лишь на 16 процентов вместо четверти. 

Да, осваивать новые рынки непросто. Скажем, на Западе нас не ждут. Там своих продуктов в избытке, и чужакам откровенно ставят непреодолимые барьеры. В Евросоюзе, например, таможенные пошлины по многим видам молочной продукции составляют львиную долю стоимости товара: на сухое обезжиренное молоко в среднем 1200 евро за тонну, на сухое цельное — 1500, на масло животное и сыры — до 2300 евро. В итоге конечная цена товара вырастает на 50—100 процентов, и он становится неконкурентоспособным.

Услышав такое, многие, как говорится, складывают руки. Но не все. Например, в ОАО «Березовский сыродельный комбинат» подсчитали, что, скажем, поставлять в Евросоюз сыр — себе в убыток. Зато нашли реальную нишу: сухую молочную сыворотку. Начать ее продавать было сложно. Процесс получения сертификата потребовал немало денег и занял три года. Зато теперь предприятие реализует на Запад по 120—160 тонн ежемесячно. Вот что значит не спасовали перед трудностями.

Были они и у другого известного производителя — ОАО «Савушкин продукт», когда брался за диверсификацию экспорта. Предприятие решило освоить рынок Китая. Сначала пробовали цельномолочную продукцию транспортировать самолетами. Дорого. Освоили контейнерные перевозки поездами. Но переработчики не зациклились лишь на одной стране. Наметили освоить поставки сразу в несколько государств Юго-Восточной Азии высококачественной деминерализованной сыворотки. Конечно, специалистам пришлось самим отправиться туда, искать покупателей товара.

Почему одни переработчики успешно справляются с диверсификацией экспорта, а другие заваливают планы? Думается, потому, что вторые рассчитывают на участь известного персонажа Гоголя, которому вареники сами прыгали в рот. Так на то она и сказка. А в жизни ради всего надо прикладывать усилия. И здесь на первый план выходит маркетинг. Как он у нас развит?

Заместитель Премьер-министра Михаил Русый как-то привел такой пример. Было проведено несколько экспериментов, в ходе которых в приемную руководителей звонили и на английском языке пытались пригласить к телефону профильного специалиста. В ответ клали трубку. Как с этим выходить на внешние рынки?

А ведь предприятия должны не только отвечать на звонки иностранцев, но прежде всего сами быть нацелены на подобные контакты. В связи с этим встает вопрос подготовки для конкретных переработчиков маркетологов, не только владеющих несколькими иностранными языками, но и знающих менталитет жителей тех стран, с которыми предстоит сотрудничать. 

В прошлом году сельхозорганизации произвели 6,6 миллиона тонн молока. К 2020-му ставится задача увеличить до 9,2 миллиона. Понятно, что прибавка должна пойти на экспорт. При этом всю ее Россия не поглотит. Более того, соседи намечают нарастить собственное производство. Куда девать наши излишки?

Анализ показывает, что такие страны, как Алжир, Ангола, Бангладеш, Никарагуа, Оман, Саудовская Аравия и многие другие, ежегодно закупают в значительных объемах сухое молоко, животное масло, сыры. Но чтобы попасть на эти рынки, надо туда стремиться. И не бояться расталкивать локтями конкурентов.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter