Народный календарь и традиции. 4-10 марта

«Як Цiмафей, то i цяпло ля дзвярэй»

Эта неделя последняя перед Масленицей, и в восточных регионах Беларуси и России в прежние времена ее называли «пестрой», а у нас — «рабой», или ласково «рабенькай». Дело в том, что до этого периода, пока не начался отел, шли «запускi» — и молока просто не было, а сейчас оно появилось. Также после долгого перерыва начинали нестись куры, и в пищу шло все вместе — и скоромное, и молочное. Поэтому и такое оригинальное название у этой недели.


Начинает ее 4 марта — день Льва. В это время довольно часто бывают звездопады. По народным поверьям, в эту ночь старались не смотреть на небосвод, боясь, что падающая звезда, которая случайно попадется на глаза, может принести с собой несчастье и даже горе в семью.

«Цiмох» — Тимофей (5 марта). В народе говорили, что он «вясну чуе», поэтому его еще называли «веснавеям». День этот чаще всего бывает сильно ветреным, но, как замечали, такой ветер особенный, с запахом талого снега и влажной, уже оттаявшей древесины. Что же касается погоды на «Цiмоха», то в народе говорили так: «Як Цiмафей, то i цяпло ля дзвярэй». 
Особую, свою, уже весеннюю песню затягивают синицы, они действительно тенькают уже в другой тональности, ощущая приближение тепла.
8 марта, через три недели после Сретенья — «Грамнiц», идет «прысвятак Паўраценне», или «Абратанне», название пошло от церковного «Обретение головы Иоанна Крестителя». В народе все происходящее с этого дня трактовали как «возвращение, появление вновь», и у нас в Беларуси говорили так: «Янавай галавы надта зiма баiцца», это значит, что тепло все более уверенно приходит на землю.

9 марта — Тарас со своими запретами на «панскi адпачынак». Если раньше можно было после обеда, как говорят, «кульнуцца» и поспать часок‑другой, то с этого дня всякий дневной сон отменяется.

На эти же выходные, главным образом на 9 марта, приходятся и так называемые «Масленiчныя Дзяды», или родительская суббота, день поминания предков. 

Именно у нас традиция «памiнальнай вячэры» сохранилась в наиболее чистом виде. По обычаю с утра всех предков поминали в церкви, при этом стараясь вспомнить по именам до самых далеких «прадзедаў». У нас чаще всего к вечеру собираются всей семьей, в иных местах приглашают и гостей: соседей, свояков. В прежние времена на стол ставили и отдельную так называемую «дзядоўскую мiску», куда откладывали немного от каждого блюда, и рядом стояла такая же «дзядоўская чарка». Часто соблюдали свое­образный и очень ра­зумный регламент, выпивая не больше трех рюмок: «… каб не забыцца, навошта разам сабралiся». За столом вели себя «стрымана», рассказывали про поступки, дела, наказы и советы предков, вспоминали их с благодарностью.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter