Ягодные места

В приграничье — свои особенности

В приграничье — свои особенности


Вверх–вниз, вверх–вниз, с кочки на кочку, с ухаба на ухаб прыгает защитного цвета «уазик». А вместе с ним за окном прыгают заросли колючей ежевики, камыша, стволы вековых дубов и кусты черничника. Тесно переплетясь, ветви и стебли создают иллюзию, будто двигаемся мы по джунглям. Слева сквозь заросли блестит гладь Белого озера, перед машиной бугрится насыпная дорога, справа влажно дышит трясина.


От пограничного поста «Горавица» в Дрогичинском районе Брестчины мы едем туда, где год от года государственную границу нарушают сборщики даров леса, приходящие из Украины. В июле собирают чернику, в августе — октябре — грибы, в основном лисички, в ноябре — клюкву. Зимой пилят деревья, особенно на болотах Мерлинского полигона, который в Столинском районе, и вывозят дрова за границу по замерзшей трясине. В последнее время, правда, усилиями наших и украинских погранслужб этот промысел пошел на убыль.


Говорят, не от хорошей жизни захаживает население приграничных украинских деревень в наши леса и болота. Но граница есть граница.


— Присутствие пограничников — акт политический. И какая разница, в конце концов, кто тайно пересекает наши рубежи — контрабандист или охотник за дармовым лесом? Суть одна: нарушение Государственной границы Беларуси, — подчеркивает начальник Пинского погранотряда Игорь Буткевич.


...«Уазик» останавливается: дальше дороги нет, по лесу вдоль границы вьется тонкая тропка. Чуть дальше между деревьями ярким желтым пятном выделяется специальная лента, натянутая на уровне глаз: «Стоп! Государственная граница!» Впрочем, говорят, непрошеных гостей не останавливают ни ленты, ни «спотыкачи» (увитые колючей проволокой рогатины), ни пограничные наряды, денно и нощно курсирующие вдоль рубежа.


— Раньше ходило больше народу, и в основном взрослые. Теперь догадались: отправляют подростков и даже детей. Восьмилетнего мальчишку, помню, задержали, — рассказывает наш проводник, начальник пограничного поста «Горавица» Алексей Трутько. — Переправляют на лодках на нашу сторону группу из женщин и детей — тут у нас знатные черничники — и оставляют для сбора дикоросов. А через пару часов забирают с ведрами ягод или грибов.


Дальше идем по тропинке сквозь болото. Ноги вязнут в грязи, комары не дают дышать — лезут в глаза, рот, уши. Чуть легче становится лишь на берегу Хабарыщенского канала, по которому и проходит граница. 15 метров от украинского берега, 15 — от нашего... Стою на пятачке, свободном от зарослей, — это и есть пристань для лодок нарушителей. Именно сюда высаживается украинский десант сборщиков ягод–грибов и разбредается по нашим лесам. Своих, белорусских, сборщиков здесь практически не бывает — в приграничную полосу житель нашей страны может попасть лишь по специальному пропуску. В лесу же пока тихо. Межсезонье. Черника практически собрана, до клюквы еще далеко. Поэтому возвращаемся назад — все по тем же кочкам и буеракам, проскочить которые без потерь по силам, видимо, только ко всему привыкшим пограничным машинам. Да и для военных такие вот поездки — не экзотика, а нормальные трудовые будни. Ведь в районе Дрогичина хватает и контрабандистов разных мастей. А здесь ставки совсем другие: не сумма штрафа и не ведро ягод, а миллионы, вложенные в водку и сигареты, трикотаж и запчасти, наркотики и медпрепараты сомнительного происхождения. И если пойманный в лесу сборщик ягод разве что матом наряд «приласкает», то контрабандист свой доход порой защищает и кулаками.


— В сезон пресекаем до 20 попыток незаконного пересечения границы, — отмечает временно исполняющий обязанности начальника отдела пограничной службы «Дрогичин» Денис Бурякин. — Нарушителей наказываем штрафом, потом выдворяем за пределы страны. К сожалению, проблема не только в нарушении границы: сборщики вредят лесу, используя так называемые «комбайны» — гребенки, снимающие не только ягоды, но и листья и нарушающие репродуктивную функцию ягодника.


Кроме того, местами в лесу повышен радиоактивный фон. И ягоды, и грибы из этой зоны загрязнены, использовать их в пищу нельзя ни в коем случае! «Фонят» ягоды и грибы, кстати, не только из Дрогичинского района. Последние пробы даров природы с болот Мерлинского полигона (пограничный пост «Мутвица») зашкаливают по содержанию цезия–137. Превышение нормы в 3 раза! Поди вот объясни нарушителям, что они не только своему здоровью вредят, но и тем, кому эти ягоды продают. А с той стороны границы в сезон столпотворение автомобилей — приезжают частные заготовители. Машины–рефрижераторы на месте замораживают ягоды и грибы. И кому какое дело до какой–то там радиации...


— Конечно, такого потока, который шел через границу лет пять назад, теперь уже нет. Бывало, в те времена мы задерживали и до 120 человек в день. Но сейчас и наша работа, и работа украинских коллег дает свои результаты. Однако проблема остается, — не скрывает начальник отдела дознания Пинского пограничного отряда подполковник Эдуард Рак. — За июнь — июль этого года на нашем участке границы 619 человек попытались незаконно проникнуть на территорию Беларуси. Из них 605 — несовершеннолетних! Все эти попытки были нами пресечены.


Фото предоставлены пресс-службой Пинского погранотряда и автором.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter