Я ваш вечный должник

Об услугах операторов мобильной связи

В наших рыночных отношениях уже вошло в привычку жить по принципу «утром — деньги, вечером — стулья». То есть платишь — едешь, не платишь — идешь пешком. Но, оказывается, в жизни такая схема не всегда работает. Недавно находят меня какие–то люди и сообщают, что я — должник. Мол, вы не оплатили услуги оператора мобильной связи, и если в ближайшее время не погасите долг, документы пойдут в суд. А там уж решат, подвергнуть ваше имущество аресту или наложить запрет на выезд за границу. Кроме того, я чуть ли не автоматически попадаю в единую межоперационную базу данных неблагонадежных клиентов и в бюро кредитных историй, что может сделать невозможным получение кредитов или пользование услугами любых операторов мобильной связи.


И вот мне уже разъясняют, на какой счет нужно положить деньги.


— Не буду, пока не предоставите мне распечатку моих звонков, которые я якобы не оплатила! — попыталась возразить участливому господину из компании, которая занимается взыскиванием долгов.


Услугами данного оператора я пользовалась полгода назад. Но остаться в долгу никак не могла. Ведь нынче компании отключают телефон абонента, едва только его баланс скатывается в «минус». Наговориться всласть с Аргентиной, Ямайкой или Пуэрто–Рико, а потом выкинуть в Свислочь «мобилку» и подключиться на другого оператора сегодня никому не удастся. Если, конечно, вы не подписывались на услугу оплаты «по факту»: сперва говоришь, а потом рассчитываешься. Я — не подписывалась. Роуминг не открывала. Sim–карту не теряла, никому не давала. Мой тарифный план был прост: вносишь 40 тысяч абонентской платы — говоришь 10 часов в месяц по любой сети, вовремя не пополнишь баланс — тут же заблокируют, даже если все минуты не выговоришь. О каких долгах речь?


Но господин, представившийся «юристом коллекторной компании», лишь согласно кивал: мол, да–да–да, я часто слышу нарекания на этого оператора, но вы поймите, вариантов у вас два — заплатить 43 тысячи или... в несколько раз больше с учетом судебных издержек. Что выбираете? Сумма ведь небольшая, это же не 40 миллионов, как у одного минчанина в прошлом году. Тоже был вроде не виноват — у него этот долг за два дня образовался, будто он звонил из нескольких точек земного шара одновременно. Тем не менее суд он проиграл...


— Хорошо. А в суде мне объяснят, за что мне надо заплатить? — не внимала я железной логике юриста о презумпции доверия к оператору связи.


— Да вас туда даже не вызовут! Это безусловные долги! Вина неплательщика как бы очевидна. И она ежемесячно доказывается в режиме приказного делопроизводства. Знаете, сколько у меня таких, как вы? На сегодня — 845! А за год прошло порядка 15 тысяч. И мы с них взыскали в пользу оператора 70 миллионов рублей...


После этих слов мне наверняка должно было полегчать: ведь я не одна такая! Нас, таких проблемных должников, — тысячи!!! Если бы не одно «но»: многие из должников даже не догадываются о своем долге. Кто–то перестал пользоваться услугами, кто–то потерял телефон, кто–то оформил на свой паспорт договор для родственника. Далеко не каждый даже законопослушный гражданин спешит в центр оператора, чтобы расторгнуть договор, а абонентская плата–то капает...


Когда оплачивала долг, сотрудница банка поделилась такой же историей: папа подарил сыну телефон и подключил его на свое имя. А сын со временем перешел на другой тарифный план другого оператора, закинув старую sim–карту в дальний ящик. Звонки, конечно, заблокировали, как только баланс достиг нуля, а абонентскую плату стали списывать с... папиного второго номера в счет долга. Но пока папа разобрался, почему на карточке так быстро обнуляется счет, долг накапал на 45 тысяч рублей. В итоге получается, как в том анекдоте: за такси заплатил, а сам не поехал.


Оператор связи, не допуская того, чтобы абоненты наговорили хоть одну лишнюю минуту в долг, абонентскую плату, видимо, списывает в счет морального ущерба: вот, мол, клиент ушел по–английски, не попрощавшись. Не вежливо. Но почему как заключать договор, так «мы любим своих клиентов и экономим их время»? Почему подключиться на услуги можно на каждом углу, а вот расторгнуть контракт — только в головном офисе? Даже договор упростили настолько, что в нем, кроме паспортных данных клиента и фразы мелким шрифтом в уголке «правила оказания услуг и тарифный план абоненту известны и понятны», ничего нет. Но то, что правила вам совершенно не известны, вы понимаете только тогда, когда звонят из «коллекторной компании» и вежливо так предъявляют счет. А незнание правил и законов об электросвязи, как известно, не освобождает от ответственности. Теперь я понимаю смысл выражения: «Я ваш вечный должник!»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter