Сергей Никоненко — о профессии, друзьях, семье

Я свободный художник

Специальный приз 43‑го Московского международного кинофестиваля «Верю. Константин Станиславский» вручен народному артисту РСФСР Сергею Никоненко. В творческой копилке замечательного российского актера — 228 ролей в фильмах и сериалах.


Сергей Никоненко: Чтобы было интересно, надо жить с широко открытыми глазами и делать добрые дела.
СТАНИСЛАВ КРАСИЛЬНИКОВ / ТАСС

— Когда вы поняли, что хотите стать актером?

— Родился я за два месяца до начала Великой Отечественной войны в семье рабочих. Занимался музыкой, участвовал в школьных конкурсах певцов и чтецов. В 13 лет в пионерском лагере решил стать актером. После школы поступил во ВГИК, начал сниматься в кино еще во время учебы (в фильме «А я уезжаю домой»). В сериалах дебютировал в роли полковника Виктора Гордеева в знаменитой «Каменской», которая снималась на «Беларусьфильме» с Еленой Яковлевой в главной роли. И сразу же приглянулся сериальным режиссерам. Артисты, которые играли в «Каменской», жили в основном в поезде Москва — Минск.

— Почему выбрали кино?

— Я чуть не стал артистом театра «Современник». Однокурсница Света Швайко, которая мечтала попасть в «Современник», попросила подыграть ей. Шел 1964 год. Свете отказали, а мне сказали: «Берем». Я говорю: «Я к вам могу только в сентябре». «Нет, сейчас будете играть роль Олега Табакова, пока он на съемках». 

— Почему отказались?

— Я получил предложение сняться в главной роли в фильме венгерского режиссера Миклоша Янчо. И устоять не смог. После съемок пошел служить в Театр Советской армии. Я выбрал путь свободного художника. 

— Вы были любимым учеником Сергея Герасимова.

— Я благодарен, что меня не приняли в четыре театральных вуза, иначе бы не встретился с Герасимовым и Макаровой. Во ВГИКе я учился вместе с Жанной Болотовой, Васей Шукшиным, Андреем Тарковским. Я был влюблен в Тамару Макарову. С ней рядом невозможно было быть плохим. Она светилась изнутри. Сергей Герасимов специально написал роль для меня в фильме «Журналист». 

— Вы много снимались в Беларуси.

— Я играл с белорусским актером Николаем Еременко — старшим, когда младшего еще не было на свете. Люблю Минск, там снял четыре своих фильма, также сняли в Минске все сцены «Каменской». Едешь по проспекту Независимости и видишь: и здесь снимают, и здесь... Москву снимали в Минске. По приглашению «Дома Москвы» привозил постановку «Бессмертный полк». Это мощное патриотическое движение — граждане вспоминают своих родных, поднявших страну из пепла.

— Вы рекордсмен по количеству сыгранных ролей среди российских актеров.

— Я никогда не просил режиссеров меня снимать. Моими партнерами были Гафт, Михалков, Ульянов, Ефремов, Евстигнеев, Бурляев, Яковлева... В 1969 году Станислав Говорухин утвердил меня для киноленты «Белый взрыв» вместе с Людмилой Гурченко. Она отважная и смелая женщина, а Рыбников сниматься в горах отказался. С Леночкой Яковлевой мы познакомились на съемках фильма Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!».

— Чем вам запомнилась роль в «Каменской», первая серия которой вышла 30 лет назад?

— Мой герой за 84 серии не сделал ни одного выстрела. Этот сериал не переплюнуть.

— Почему?

— Там психология и аналитика.

— А какую роль считаете главной?

— Мужа. Жена — старообрядка, закалка у нее мощная. Я за ней ухаживал год. Однажды на Суворовском бульваре сели на лавочку и поцеловались. «Что дальше?» — спросила она. «ЗАГС», — ответил я. «Когда?» — «Завтра». У старообрядцев если за руку взялся — женись, можно было выходить замуж и в 16 лет, но навсегда. Любовь — это полная чаша, которую нельзя расплескать. Мы с Катей прожили вместе около 50 лет. В следующем году юбилей.

— Чем покорили?

— Постоянством. Она училась у легендарного Бориса Бабочкина, который сыграл Чапаева. Потом родился сын, которого назвал Никанором в честь моего деда, плотника, который воспитал 12 детей. Четверых вырастил мой отец. На третий день отец пошел на войну. После войны работал шофером, развозил фильмы по электротеатрам, так тогда назывались кинотеатры. Потом родился внук Петр, которого назвали в честь моего отца. Через три года невестка умерла. Это была большая для нас потеря. Мы стали с Катей воспитывать Петра.

— На чем, по‑вашему, держится настоящая семья?

— На любви и терпении.

— Вам повезло с местом рождения.

— Сивцев Вражек Москвы — это русский Парнас. Тут и Рыбаков жил, и Окуджава. Здесь жили Шолохов, Лермонтов, Аксаков, Гоголь. Это намоленное место. Когда родители уезжали на дачу, Вася Шукшин спал у меня в комнате на раскладушке. И Шпаликов ночевал, и Губенко, и футболист Стрельцов. Никита Михалков попросился на два дня, а прожил восемь месяцев. Его все соседи полюбили. Ему все прощалось. Музыка играла до пяти утра. Коммуналка стала филиалом Щукинского училища. Дружба считалась понятием круглосуточным. «Никиточка, рыбки не хочешь, а пирожочков? А свежей капусточки?» — предлагали мои соседи Михалкову.

— Как вы создали музей Есенина?

— Более полувека назад я сыграл Есенина в фильме «Пой песню, поэт...». И настолько им увлекся, что создал Есенинский культурный центр, который содержу за свой счет. Хочу передать его Москве. Я являюсь почетным гражданином Арбата, вот уже 80 лет прописан в доме, в котором родился и живу. Хотя в последние годы больше живу за городом.

— Есть в музее уникальные вещи?

— Покупал, приносили. Одна дама принесла бокал, из которого пил поэт. Как‑то устроил экскурсию для Надежды Бабкиной. Когда я смотрю спектакли «Русской песни», у меня аж мурашки по коже пробегают. 

— Награды для вас важны?

— Доброе слово и кошке приятно.

— Что делать, чтобы было интересно жить?

— Жить с широко открытыми глазами. Делать добрые дела. Сделал доброе дело — началось пробуждение души.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Сергей Никоненко родился 16 апреля 1941 года в Москве в семье водителя и стеклодувщицы лампового завода. По окончании школы поступил во ВГИК на курс народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. В 1964 году окончил актерский факультет ВГИКа, а в 1971‑м — режиссерский.

Снял около 20 кинокартин. Как актер снялся в 228 фильмах и телесериалах, включая эпопею «Освобождение», «Завтра была война», «Герой нашего времени», «Сталинград», «Зимний вечер в Гаграх», «Звонят, откройте дверь», «Классик», «Инспектор ГАИ», «Шестой», «Анкор, еще анкор!», «Каменская»...

С 2014 года — президент Гильдии актеров кино России.

Татьяна Хорошилова

sh@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter