Виктор Сухоруков — о больших деньгах, малых ролях, таланте и любви

Я и есть вам Брат

В нем, как в настоящем бриллианте, — все от Бога и от Земли. К тому же он владеет редчайшей магией, которая завораживает с первых секунд общения. Откровенный монолог блистательного Артиста о мутных и светлых зеркалах жизни и профессии. О больших деньгах, малых ролях, яхтах, о море прислуги и полном отсутствии любви.
В детстве Виктор Сухоруков мечтал быть клоуном и даже поехал поступать в цирковое училище.

Мечтал быть клоуном

Из детства очень ярко помню Новый год. Лет до четырех всегда был Зайчиком на праздничных утренниках, в строю Зайцев стоял третьим или четвертым — росточком был маловат. А всегда мечтал быть первым Зайцем — ведь он нес большую морковку, на которой открывалась крышка, и раздавал всем маленькие тряпочные морковки. Я был прыткий, все время наскакивал на впереди прыгающего мальчишку, наступал ему на пятки. А когда ты главный, уже все за тобой тянутся и уже перед тобой свобода. Дорога свободная, прыгай сколько хочешь, куда хочешь. Вот в чем гениальная разница! Счастье моего детства было соткано из свободы. Я был вольный. Надо мной не было контроля, меня не таскали за руку... 

А вообще все начинается с мечты — я мечтал быть клоуном в цирке. И даже по-ехал поступать в цирковое училище. И в какой‑то момент понял: нет, не слажу, не получится. На всякий случай держал в заначке мечту стать киномехаником. Думал, если артистом не стану, пойду в киномеханики. И буду в этот «квадратик» кино смотреть. А когда увидел, что там надо сдавать физику и химию, понял, двери в этот квадратик мне будут закрыты навсегда. Ведь я идиот в математике! В точных науках идиот.

Что есть магического в актерской профессии? Многоликость жизни. Игра! Оказывается, человеку свойственна игра. Что такое мошенник? Это игрок. Что такое аферист? Это игрок. Что такое чиновник? Игрок. 

То есть в каждой профессии есть элемент игры. Просто актерство — это такая сконцентрированная возможность быть многоликим, разнообразным. Понимаете, скучно нам жить. Я еще удивляюсь, как люди жили без телевизоров в девятнадцатом веке. И удивляюсь Пушкину, как он мог, и не только он, написать шедевры без электричества. Однако это случилось. Профессия актера, если ты в нее уходишь и если у тебя начинает получаться, она действительно наркотична. Эта профессия заразительна, поэтому расставаться с ней очень трудно.

Все выходит из нутра

Что мне мешает жить? Я суетен, неугомонен, вспыльчив, темпераментен. Сейчас, с возрастом, этого становится поменьше. Но я по‑прежнему невыдержан и всегда страдал оттого, что так и не научился глубоко слушать. Я часто перебиваю, встреваю, могу быть болтливым. А жить помогает сама жизнь, и я ее очень люблю. У меня любовь к жизни формируется через веру. Потому что именно веруя, я понимаю и чувствую, что я избранник. Даже если бы я был неудачником с циррозом печени, все равно избранник. 

Понимаете, человек‑то не знает, что у него будет цирроз. Мы же не знаем ничего об этом. Когда человек рождается, то как будто кто‑то ему указывает: ты приходи на эту Землю, покажу тебе космос, увидишь весну. Я это все почувствовал именно в момент испытаний, трудный период моей жизни. Именно тогда я вдруг осознал ценность присутствия на этой Земле. Это мне и дает возможность заявлять, что я избранный человек. Я существо природы, только одно зачатие человека, появление его на свет создано из миллиардов случайностей. Вдумайтесь, оторопь берет!

Про нечестное кино

Что мы хорошего не взяли в эту жизнь из советского кино и из советского театра? Ответственность! Ее катастрофически не хватает! Очень много бесстыдства, легкомысленности и поверхностности. Мало глубины, а глубина — это труд. И, конечно, идеология нужна. А ее сегодня нет. Она нужна, и не какая‑то партийность, какая‑то диктатура. Нет, идеология — это единение, ради чего живем, куда пойдем, что с собой возьмем, что оставим. С чем бороться. Даже разговор о расцвете и о прекрасном будущем — это и есть идеология. Идеология человеческой жизни, а не идеология партии. 

Вот этих правил у нас сегодня нет. Поэтому деньги есть, технологии есть, а почему кино часто такое неинтересное? Какое‑то очень нечестное. Из сегодняшнего кино часто уходит правда. Правда жизни. Режиссер Александр Роу снимал свои чудные сказки. Бегающие грибы и Иванушку с медвежьей головой. Но там он закладывал идеологию добра, идеологию красоты. А сейчас какой‑то Колобок компьютерный — на него глядеть невозможно. 

По жизни я игрок

Как я сумел преодолеть амплуа лысого отморозка? Только благодаря риску и доверию режиссеров. Рискнул Станислав Говорухин, когда пригласил меня на роль Дроздова в фильм «Не хлебом единым». Меня привели к нему, Станислав Сергеевич на меня очень внимательно посмотрел и только слушал. А я говорил, говорил... Утвердил. Но даже после того как утвердил меня на эту роль директора завода генерал‑майора Дроздова, он, наверное, дней десять на съемках вообще ко мне не подходил. Он продолжал за мной наблюдать. Я это чувствовал. А Юра Клименко, гениальный оператор, мне подсказывал какие‑то очень серьезные вещи. Прошло недели полторы, вдруг смотрю, а Говорухин в мой адрес заулыбался. Помню, в один из вечеров накрыли ужин в гостинице, все сели, он вдруг поднял маленькую‑маленькую рюмочку и говорит: «Хочу выпить за Витьку Сухорукова. Талантливый актер и золотой человек». Во как! Вот была победа так победа.

...Где я беру правду? Понимаете, я же играю человека, совершавшего определенные поступки. И делаю я это уже не отстраненно: это не я, это тот бандит, которого автор выписал. Надо ударить — это бьет Сухоруков. Надо заплакать — это плачет Сухоруков. Надо полюбить — это так любит Сухоруков. Естественно, с режиссурой и корректировкой постановщика. Но если вы хотите сделать мне комплимент, что я везде правдив, эта правда не моя, она постановочная. У меня все продумано. Вот в чем мое владение профессией. Я игрок. Я работаю над жестом, над вздохом, над взглядом и над словом.

Калиточки откроются!

Кому руку не подам? Только предателю. Все остальное привычно. А предательство — это высшая мера. Категорически не советую привыкать к этому. Предательство — это крышка гроба.

Почему ушел из театра Моссовета? Потому что почувствовал предательство. Это было мое добровольное решение. Я к этому созрел в течение одного сезона.

В ноябре у меня будет юбилей, семьдесят лет исполнится. Хотелось как‑то скрасить эту цифру, а скрасить можно только хорошим спектаклем. Но работать с режиссером не сложилось, я увидел не пьесу Горького, а инсценировку режиссера. Там было множество пустоты, штампов и идиотизмов. Если сказать коротко, мы не нашли общего языка. Я почувствовал себя брошенным и оскорбленным. Страшно ли было уходить? Если честно, да, страшно. Я пенсионер, не умру, картошку посажу и проживу. Я всю свою жизнь провожу в труде, поверьте, в делах, в трудах, двери всегда найдутся. Калиточки откроются. Обязательно откроются.

Хотите беды — ссорьтесь...

Что для меня Беларусь? Соседи. Добрые, красивые соседи. Я очень люблю Беларусь. Там для меня все родное, понятное и комфортное. Вопросы о том, надо ли нашим народам расставаться или не надо — это демагогия в чистом виде. Нельзя вообще расставаться ни с чем добрым и красивым. 

Если мы не будем жить в мире и согласии, никому от этого хорошо не будет. Ни‑ко‑му. Хотите беды — пожалуйста, ссорьтесь.

Синдром Ихтиандра

Многие артисты не любят, когда их сравнивают и называют именами тех персонажей, которых они сыграли. А я когда слышу: «Витя, брат, привет!..» — всегда радуюсь. Мне кажется, я был к этому готов. Когда ребенком впервые увидел фильм «Человек‑амфибия», я искал актера Коренева, но найти не мог. Он очень мало снимался, как мне показалось. Только спустя годы я узнал выражение «синдром Ихтиандра». То есть это синдром одной роли. Владимир Коренев сыграл Ихтиандра, и больше его особо не приглашали сниматься в кино. Он остался Ихтиандром на всю жизнь. 

Есть гениальный актер Анатолий Кузнецов. Он сыграл Сухова в «Белом солнце пустыни». И он остался навсегда Суховым. А великий Вячеслав Тихонов! Он много кого играл, но он остался Штирлицем до конца своих дней. Это замечательно. Значит, им повезло, что они оставили все‑таки после себя такой отпечаток, что их будут помнить даже по одной роли! 

Поэтому когда меня на протяжении двадцати лет зовут братом — это самое настоящее счастье. Не так давно в Ессентуках на фестивале «Хрустальный источник» у меня был творческий вечер, после которого я вышел на улицу. Подходит ко мне молодая женщина. Смотрит на меня как на диковину и говорит: «Я вас специально жду, чтобы сказать: я не была вашей поклонницей, но сегодня я вас зауважала даже как человека». 

Есть о чем жалеть

Как бы я прожил жизнь, если бы ее можно было отмотать назад? Однозначно, по‑другому. Были у меня поступки, деяния, какие‑то целые территории времени, где я, грубо говоря, профукал красоту, радость, любовь, вкусноту жизни. Я много что профукал. Хорошую поговорку недавно услышал: не оглядывайся назад, там ничего не изменилось. А я‑то оглядываюсь...

Досье «СОЮЗа»

Виктор Сухоруков, народный артист России. Родился 10 ноября 1951 года в городе Орехово‑Зуево Московской области. Выпускник ГИТИСа, за пьянку его увольняли из театра. Долгие годы бедствовал, бродяжничал, сменил десяток профессий. Из бездны вытащил себя сам, вернулся в профессию. Сыграл более чем в 80 фильмах, среди которых «Брат», «Бандитский Петербург», «Бедный, бедный Павел». В сентябре 2016 года в Орехово‑Зуеве на улице Ленина была установлена бронзовая статуя Виктора Сухорукова. 

Александр Ярошенко

Yaroshenko68@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter