— Даша, в вашей фильмографии уже более тридцати ролей... Когда вы поняли, что хотите стать актрисой?
— В пять лет я увидела фильм «Гостья из будущего» и сказала маме, что хочу сниматься в кино. Но шансов стать актрисой не было.
— А в чем дело?
— Моя мама — заведующая детским садом, папа — военный. Из меня растили музыканта. У нас все в семье играли на инструментах, но только я поступила в музыкальное училище. Это был пахотный труд. Я хотела бросить музыку. Убежать от рояля. На первом курсе музучилища я случайно попала в киномассовку, и там у меня попросили фотографию для «Мосфильма». Когда режиссер Андрей Прошкин искал девочку на роль в фильме «Спартак и Калашников», ему показали мою фотографию. Я сыграла детдомовскую девочку. Мне было 16 лет.
— Музыкальный вуз вы так и не окончили?
— Я окончила ГИТИС, но поступала туда пять раз.
— Кто ваш педагог?
— Александр Шалвович Пороховщиков. Мой мастер, любимый худрук и просто добрейший человек, которому 31 января исполнилось бы 80 лет. Вечная память и благодарность.
— Чему он вас учил в профессии?
— Главное — оставаться человеком перед собой. Чтобы не стыдно было в зеркало смотреться.
— Что означает ваша фамилия?
— У меня мордовские корни. Я — мокша.
— А как мокша оказалась в Беларуси?
— Я в раннем детстве около трех лет жила в Беларуси в военном гарнизоне с родителями.
— А где родились?
— В Москве. И до сих пор с Беларусью у меня тесные связи. Фильм «Жила‑была одна баба» снимался и на Тамбовщине, и в Беларуси. И я была на съемках и там, и там.
— Что было сложнее всего на этих съемках?
— Очень непросто было освоить своеобразный диалект тамбовских крестьян. Очень тяжелой оказалась и сцена потопа. В какой‑то момент я не успела набрать воздуха, ушла под воду с головой. Меня даже пришлось за веревку вытаскивать из воды.
— Почему так странно назвали фильм?
— В титрах фильма названы двенадцать русских писателей, произведения которых были использованы при написании сценария, — это Иван Бунин, Иван Шмелев, Антон Чехов, Николай Лесков... Одно из потрясающих произведений Лескова — «Житие одной бабы», где описана страшная судьба крестьянки. Оно и было вынесено в название фильма.
— Потом вам стали предлагать роли исключительно крестьянок?
— Да. Я не хотела их играть. Поэтому плюнула на все и уехала в Америку на три месяца.
— Первые картины с вашим участием — исторические: «Жила‑была одна баба» — о гражданской войне, «Раскол», где вы сыграли жену протопопа Аввакума, «Ангелы революции»...
— Любовь к истории у меня с детства. Дедушка знал ее досконально.
— Вам везет в жизни?
— Да. Я работала с такими режиссерами, как Александр Прошкин, Борис Хлебников, Андрей Смирнов, Андрей Стемпковский, Алексей Федорченко.
— О какой роли мечтаете?
— Хотела бы сыграть пианистку. И дублера брать не надо.
— На американском телеканале прошел показ триллера, ставшего культовым для миллионов зрителей. Как, когда и в какой форме вы получили предложение работать в «Американцах»?
— Был большой кастинг, пересмотрели, похоже, всех русскоговорящих артисток на Западном и Восточном побережьях. Мне повезло, в то время я снималась в Нью‑Йорке в другом фильме. Отправила свое резюме кастинг‑директору и спустя короткое время получила приглашение на пробы.
— Читали ли вы сценарий? Как вы себя настраивали на роль?
— Я впервые согласилась сниматься, не прочитав до конца сценарий. Это дало мне больше красок для моей героини. Больше многогранности.
— Фильм «Коридор бессмертия» с вашим участием выйдет в широкий прокат 1 мая 2019 года и посвящен Дню Победы. О чем фильм?
— О секретной железнодорожной магистрали, построенной в тяжелейших условиях за 17 дней под огнем противника сразу после прорыва блокады в январе 1943 года. Этой железнодорожной ветки не было на картах СССР. Ее запрещалось фотографировать и снимать на кинопленку, о ее работе не упоминали в сводках Совинформбюро, молчали о ней фронтовые корреспонденты. Сами железнодорожники из‑за большого количества жертв называли этот путь «Коридором смерти».
— И действие закручивается вокруг строительства секретной дороги?
— Начинается фильм с того, что вчерашняя ленинградская школьница после лютой блокадной зимы 1941/42 года приходит на железнодорожные курсы в надежде выжить. Оттуда девушку отправляют на строительство Шлиссельбургской магистрали, соединяющей город с «большой землей» и находящейся в прямой видимости немецкой артиллерии. Так героиня попадает в 48‑ю паровозную колонну особого резерва НКПС, которой ценой смертельного риска предстоит доставить в Ленинград 75% всех грузов и военного снаряжения.
— Кто строил дорогу?
— Дорогу строили, защищали и водили по ней поезда вчерашние школьницы. Опытных машинистов доставляли спецрейсами с фронта. Один состав провозил грузов как 1000 полуторок по ладожской «Дороге жизни». В сутки в Ленинград проходило до 35 поездов, что позволило накопить силы и разбить врага у стен города. Работать в «коридоре смерти» было так же опасно, как воевать на фронте.
— Прототипами многих героев фильма являются реальные участники событий?
— Консультантом фильма был Даниил Гранин, писатель, фронтовик. Он даже посетил съемочную площадку.
— Где снимали?
— Съемки проходили в Санкт‑Петербурге, на озере Ильмень в Новгородской области, на военном полигоне в Луге, в Щербинке на экспериментальном кольце Всероссийского научно‑исследовательского института железнодорожного транспорта.
— Кто ваши партнеры по фильму?
— Анастасия Цибизова, Артем Алексеев, Светлана Смирнова, Игорь Ясулович, Александр Яценко...
— Как открыли Дорогу победы?
— Режиссер Федор Попов прочитал статью соавтора сценария Дмитрия Каралиса и обнаружил невероятные факты. Оказывается, в январе 1943 года построили альтернативную «Дорогу жизни». 33 километра! Рельсы прокладывали пять тысяч человек, преимущественно девчонки. Их ровесницы служили «живыми светофорами». На морозе. Секретными сигналами указывали дорогу. А в жезлах передавали записки: «На перегоне стреляют», «там разбомбили», «тут затопило».
— Все это под постоянными бомбежками?
— В сутки случалось до трех прямых попаданий. Паровозы шли с крошечным интервалом. Везли десятки вагонов. И если подбивали впереди идущий и дорога останавливалась хотя бы на час, это было ЧП. Ведь через пять — десять минут шел следующий состав. К апрелю 1943 года проходило уже 35 поездов в сутки. Каждый по сорок вагонов.
— Сценарист, говорят, из семьи блокадников?
— Да, отец Дмитрия Каралиса был машинистом одного из поездов Дороги победы. Его даже не признали ветераном войны, так как воевал без оружия. Он был как живая мишень: ехал вперед и даже маневрировать не мог. Причем скорость была маленькой — пять километров в час.
— Что изменилось в вашей жизни за последнее время?
— Теперь, когда я стала мамой, по‑другому стала смотреть на мужчин. Стала представлять, что когда‑то они были маленькими, лежали, удивленно смотрели на окружающих. А потом они же спасали нашу страну, делали невероятные открытия в науке, дарят нам счастье материнства. Иногда, конечно, разбивают нам сердца, но этим только делают нас сильнее.
— А что изменилось с появлением дочки?
— Я нашла смысл жизни.
Татьяна Хорошилова