Взвешено, сочтено, измерено

Олеся Николаева.
Олеся Николаева. Мене, текел, фарес. Серия "Сильный пол". Романы. Рассказы. Москва. ЭКСМО, 2003.

"Господь был милостив ко мне и хранил меня на путях моих, заплетя три линии, три внутренних сюжета моей жизни в единый жгут. Эти линии такие: богоискательства, любви и творчества".

Все вышеназванные "ингредиенты" присутствуют в нашумевшей книге Олеси Николаевой "Мене, текел, фарес" (что, как известно, переводится "взвешено, сочтено, измерено" - грозные слова, появившиеся на стене пиршественного зала библейского царя Валтасара). Во всяком случае, богоискательство - именно то, чему Олеся Николаева посвящает себя и во что пытается посвятить нас. Почему "пытается"? Да ведь приобщение к религии - это настолько индивидуальное "дело", что глобальных рецептов быть не может. Это именно тот случай, когда, казалось бы, противоположные пути приводят к одному центру... А параллельные - безнадежно расходятся. Впрочем, Олесю Николаеву презентуют как "человекознатицу, умудренную духовным разумением". То, что пишет она на самую "щекотливую" и неизведанную для сегодняшнего читателя тему - внутренняя жизнь монастырей, православных приходов, - не случайность. Муж писательницы стал священником, сама Олеся Николаева была послушницей в обители, и даже... работала шофером игуменьи Серафимы, настоятельницы Новодевичьего монастыря. Типичный путь русского интеллигента-богоискателя, девочки из элитарной литераторской семьи, впоследствии убедившей себя, что уверовала в Иисуса Христа в пятилетнем возрасте в Эрмитаже среди картин итальянских мастеров. Напрасно ждать встречи с "Достоевским в юбке". Олеся Николаева - дитя той среды, для которой во времена тотального безбожия культура была "что-то вроде суррогата церкви или промежуточной станции на пути к ней". Во-первых, писательница остается эстеткой, верной своему стилю, неотъемлемый элемент коего - ирония (перенапряженность эстетического начала, по утверждению одного из критиков). Во-вторых, основной внутренний конфликт разворачивается не вокруг "убить - не убить", "простить - не простить" и даже не "смириться - не смириться", хотя последний вопрос для героев весьма важен. А вокруг проблемы - как совместить творчество человеческое, искусство и служение Великому Творцу, Богу? Соединить интеллект и веру? Как человеку из светской духовной элиты не просто притерпеться, но найти высокий смысл в монастырском бытовании, где рядом с молитвенной жизнью - черная неблагодарная работа, необразованные суеверы и фанатики, кликуши, ханжи, юродивые, олигофрены...

Когда Олеся Николаева переходит к внутриконфессионным проблемам, читателю становится немного грустно. Впрочем, не будем впадать в грех осуждения, даже в отношении "человекознатицы". Что ж, приятен сам факт, что кто-то из мятущегося поэтического братства (сестринства) наконец-то обрел уверенность в высшем благословении своей миссии. Хотя не знаю, не знаю, насколько эта уверенность прочна. И... безопасна.

Валерий Маслюк. Я успею, я все успею... Поэзия. Графика. Драматургия. Витебск. ДП "Витебский центр маркетинга", 2002.

Талантливый человек талантлив во всем... Сколько раз доводилось слышать эту заезженную, избитую фразу... И раздражаться, ибо в ней - большая неправда.

Но так уж мы устроены: если кто-то добивается зыбкого ореола популярности, то все, что связано с этим человеком, обретает в наших глазах особую значимость и притягательность. Стоит публике проведать, что известный артист рисует, талантливый художник пишет стихи, а популярная балерина распевает на вечеринках романсы, в этих "побочных плодах вдохновения" тут же будет обнаружена прелесть, оригинальность, и, разумеется, все это "лучше, чем у профессионалов"! Разумеется, исключений достаточно, чтобы не устанавливать правило.

Известный белорусский театральный режиссер Валерий Маслюк был, несомненно, в своем деле профессионалом. Он умер в 2001 году, не дожив до пятидесяти, и, как говорится, остался в истории. О том, что Валерий Маслюк пишет стихи, было известно и при его жизни. Маслюк - один из авторов коллективного сборника молодых поэтов. Публикации в журналах взыскательная публика в общем-то встречала с симпатией... И вот недавно наследие Валерия Маслюка усилиями его друзей и коллег было собрано под одной обложкой и издано. В книгу "Я успею, я все успею..." вошли стихи на белорусском и русском языках, драматические произведения, а также рисунки - легкие, летящие линии, парадоксальные образы...

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", Минск, пр-т Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter