Вытяжка из торфа

Когда–то в поселке Гончанский Кличевского района количество жителей исчислялось тысячами...

В поселке Гончанский Кличевского района вроде есть все, что нужно сельскому человеку. Рядом с частными домами — многоквартирное жилье. Неподалеку школа, детский сад, ФАП, сельсовет. Если прибавить к этим благам свежий воздух да богатые на грибы и ягоды окрестные леса, кажется, что лучшего места для жизни не найти. Однако у двух сотен местных жителей другая оценка. У большинства трудоспособных здесь нет самого главного — работы...


Когда–то в Гончанском количество жителей исчислялось тысячами. А здешняя инфраструктура была подобна той, которая нынче создается в агрогородках. В школе 700 учащихся занимались в 3 смены. Детский сад с трудом вмещал местную малышню. Жизнь поселка была тесно связана с работой торфопредприятия «Гончанское». Еще в начале 2000–х на нем трудилось около полутора сотен человек. Добываемый торф отсюда отправляли даже в Италию, Германию, Грецию.


Сегодня о безбедной жизни «Гончанского» не напоминает ничего. От ворот предприятия тянется стометровка сплошной грязи. Работают здесь всего 18 человек. Выпускают питательные грунты, пользующиеся спросом у дачников...


В райисполкоме мне рассказали, что «Гончанское» несколько лет назад объединили с разваливавшимся торфопредприятием «Редкий Рог» из Глусского района. Туда рабочие «Гончанского» ездили заготавливать торф. Но «союз» просуществовал года полтора. «Редкий Рог» был ликвидирован. Его технику передали Глусскому жилкомхозу. А все долги унаследовало «Гончанское». И не смогло после этого подняться... Вместе с предприятием и жизнь в поселке покатилась по наклонной.


— Гончанский умирает, — в голосе секретаря сельисполкома Таисии Дрень слышится неподдельная горечь. — Перспективы нет. Люди разбегаются. Буквально на днях уехала очередная молодая семья с тремя детьми. Сказали, что будут искать счастья в другом месте. В огромной школе осталось всего 34 ученика. А ведь поселок должен был развиваться. Планировалось возводить дома, строить новую котельную.


Толчком к развитию производства и соответственно поселка должна была стать утвержденная Совмином государственная программа «Торф». В ней отведено место и развитию «Гончанского», находящегося ныне в собственности предприятия «Могилевоблгаз». Планировалось, что в 2008–м здесь должно было быть освоено 40 гектаров новых площадей разработки, в нынешнем году — еще 20. Была бы работа у местных жителей, прибыль у предприятия... Однако ничего не сделано. Более того, неясно, будет ли на «Гончанском» вообще когда–либо добываться торф. В планах предприятия на будущий год о заготовке топлива речи не идет.


— Торфопредприятие должно заработать в полную силу, — считает председатель Кличевского райисполкома Франтишек Вощило. — Это не только занятость местных жителей, но и подспорье для экономики района. Горожан теплом сегодня обеспечивает котельная, в которой сжигается щепа, собранная при заготовке дров в нашем лесхозе. Но ее запасов хватит в лучшем случае до середины будущей весны. И больше не будет. Начиная со следующего отопительного сезона нам ничего не останется, как сжигать в котельной торф. А его потребуется около 10 — 12 тысяч тонн в год. Кроме того, 4 — 5 тысяч тонн торфа ежегодно мог бы использовать спиртзавод «Несета». Под эти потребности и надо было бы раскручиваться предприятию. Тем более что замена щепы на местный торф позволит в полтора раза удешевить гигакалорию. Но руководство «Могилевоблгаза» развивать «Гончанское» не собирается. Предлагает доставлять нам топливо из Осиповичского района — с торфопредприятия «Татарка», которое примерно в 80 километрах отсюда. Но тогда транспортные расходы «съедят» всю экономию...


Ради того чтобы донести до журналиста собственное видение проблемы, в Кличевский район вслед за мной приехал заместитель генерального директора «Могилевоблгаза» Иван Сазонов.


— Обеспечить работой и достойной зарплатой нынешний коллектив — наша обязанность, — начал разговор Иван Васильевич. — Но почему нас должно волновать, чем займутся другие жители поселка? Мы предлагали желающим переехать в Шкловский район, где расположено наше хозяйство «Газовик — Сипаково». Там и рабочие руки нужны, и жилье предоставляется. Никто не согласился...


— А почему здесь не разрабатываются новые площади? Ведь получается, что не выполняется госпрограмма...


— Ее действие пока приостановлено, — парировал мой собеседник. — Сейчас в Правительстве ждет утверждения новая программа «Торф».


Никаких упоминаний об отмене либо приостановке государственной программы я, как ни старался, не нашел. Точки над «i» расставил заместитель генерального директора, начальник управления торфяной промышленности государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз» Витольд Вороно.


— Программу «Торф» никто не отменял, — говорит мне Витольд Витольдович. — В апреле ее выполнение рассматривалось на заседании Совмина. И тогда поступило поручение: внести в программу изменения и дополнения. Академия наук должна была предложить прогрессивные способы добычи торфа, новые виды изделий из него. Корректировки вот–вот должны быть утверждены Правительством. Когда мы обсуждали, что в этом году надо делать для реализации программы, добычу отопительного торфа на «Гончанском» решили временно не вести. Ни район, ни какое–то крупное предприятие не заявили о потребности в нем. Значит, 1,5 миллиарда рублей, которые надо было потратить на освоение площадей, могли уйти в песок. Но если на отопительный торф поступит заявка, на «Гончанском» вновь может начаться его добыча.


Есть только одна загвоздка: пока вопрос будет решаться в высоких кабинетах, поселок в поисках работы могут покинуть последние его жители...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter