Вытекающие последствия

С 1 мая прошлого года у нас две цены на воду...

С 1 мая прошлого года у нас две цены на воду. С граждан, не имеющих приборов учета, берут повышенную плату. Мол, ставь водомер и экономь! В отношении счетчиков холодной воды это правильно, хватит лить не глядя. Однако по поводу подсчета горячей есть проблема. Водомер–то универсальный и регистрирует лишь количество прогоняемых по трубе кубов. «А горячая она или холодная, этой железяке все равно, — рассуждает И.Петров из Слуцка. — Кроме того, Правительство до сих пор не установило единую цену литра горячей воды. В результате ее стоимость может различаться в разных домах и регионах даже в два раза. У нас в доме, например, горячая вода подается только утром и вечером в рабочие дни. В остальное время не менее 10 тонн остывает. На кого списывают убытки? И как получить перерасчет, если вода из крана идет не горячая, а теплая, а чтобы она хотя бы приблизилась к 50 градусам, ее нужно еще сливать не менее 10 минут?»


В последнее время — это типичный коммунальный вопрос. Его мы адресовали нашему эксперту — заведующей юридическим сектором управления юридической работы и кадров Минжилкомхоза Наталье Кухарчик. В сегодняшнем выпуске также читайте: как найти виновного в аварийной ситуации и вправе ли ЖЭС включать в жировку счета за обслуживание домофона? Итак, слово эксперту.


— Да, тарифа на горячую воду не существует. И в основе расчетов с населением за отопление и горячее водоснабжение лежит стоимость 1 гигакалории тепловой энергии (пункт 5 Положения о порядке формирования цен (тарифов) на жилищно–коммунальные услуги). Но это не значит, что невозможно найти управу на организацию, которая не обеспечивает должное качество коммунальной услуги.


В Положении (утверждено постановлением Совета Министров от 27 января 2009 года № 99 «О мерах по реализации Закона «О защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг») изложен порядок перерасчета платы за основные виды жилищно–коммунальных услуг, если их вам не оказывают вообще или предоставляют с недостатками.


Например, у вас в кране температура воды меньше 500 С (это норма для закрытых систем централизованного водоснабжения) больше трех суток подряд. Значит, есть законный повод требовать соразмерного уменьшения платы за недогрев: за каждый градус минус 2,5 процента цены.


Куда обращаться и кому жаловаться? На этот счет имеется статья 20 Закона «О защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг». Почитайте. А если в двух словах, то следует прежде всего сообщить в аварийно–диспетчерскую службу ЖЭСа или иной организации, с которой у вас заключен договор. К вам обязан явиться уполномоченный работник, который установит причины возникших недостатков, составит претензионный акт и при наличии технической возможности с согласия потребителя попытается сразу или позже устранить недостатки. В худшем случае пришлет письменный мотивированный отказ в удовлетворении требований. Ваши действия? Можно еще побороться: за свой счет организовать независимую экспертизу и обжаловать поведение коммунальных служб в суде.


Если же разногласий нет, вода 45 градусов и ее еще приходится сливать по 10 минут, то потребитель вправе требовать уменьшения платы за нее либо безвозмездного устранения недостатков (если это технически возможно).


«Несколько лет назад в моей квартире на отопительные трубы работники ЖКХ установили краны для того, чтобы сливать воду из системы отопления. Недавно произошло ЧП: когда никого не было дома, из одного из кранов вдруг хлынула вода, затопила и мою квартиру, и жилье соседей. Теперь соседи выставляют мне претензии. Немаленькую сумму. Но аварийная ситуация сложилась не по моей вине. У меня, как и у каждого жильца, заключен договор с ЖЭСом на техническое обслуживание, согласно которому коммунальники обязаны проводить регулярный осмотр отопительных систем и составлять акт, который подписывается жильцом и работниками коммунхоза. Ничего этого не делалось. Вопрос: кто должен возмещать ущерб в такой ситуации? Любовь Преснякова, Рогачев».


— Рекомендую для начала почитать договор с жилищно–коммунальной службой. Одно из обязательных условий типового договора на оказание услуг по техническому обслуживанию многоквартирного жилого дома, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов и пользованию лифтом таково: исполнитель — в данном случае это ЖКХ — несет материальную ответственность за причиненные потребителю убытки в полном объеме, включая и возмещение ущерба имуществу, возникшего из–за неправомерных действий (бездействия) подрядной организации при выполнении договорных работ.


Однако есть нюанс. Исполнитель не несет материальной ответственности, не возмещает потребителю убытки и не компенсирует причиненный ущерб имуществу, если инцидент произошел в результате ненадлежащего содержания внутриквартирных инженерных систем и оборудования, умышленных или неосторожных действий жильцов.


Так что, кто прав, а кто виноват в вашем случае, решать будет суд.


«Я живу в квартире моего зятя. Несколько лет назад мы сделали с ним родственный обмен: он переехал в нашу трехкомнатную, а мы с мужем решили доживать век в его однокомнатной. И получили проблему: за капремонт и техобслуживание мне выставляют счет по нормативной себестоимости — около 700 рублей за метр. Объясняют это тем, что я живу в чужой квартире. Справедливо ли это? И как быть, чтобы избежать этих необоснованных платежей? Елена Климец, Брест».


— Статья 29 Жилищного кодекса к членам семьи нанимателя (собственника, члена ЖСК) относит супруга (супругу), детей и родителей. Перечень исчерпывающий. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи квартировладельца, если проживают с ним и ведут общее хозяйство. Неродственники, но проживающие не менее пяти лет совместно с нанимателем (собственником, членом ЖСК), также могут быть признаны в судебном порядке членами семьи нанимателя.


Как видим, ни по одному из условий ни вы, Елена, ни ваш супруг к членам семьи зятя, с точки зрения закона, не относитесь. Следовательно, плата за техобслуживание и за капремонт производится по нормативной себестоимости правомерно.


На этот счет в распоряжении жилищно–коммунальной службы подпункт 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.08.1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами». В нем, в частности, говорится следующее. Если у гражданина в собственности или в пользовании имеется одно или несколько жилых помещений и в них (в одном из них) нет жильцов (то есть не зарегистрирован ни сам собственник (наниматель, член ЖСК), ни кто–либо из членов его семьи), то плата за техническое обслуживание и центральное отопление этих помещений осуществляется по нормативной себестоимости, утверждаемой облисполкомами, Минским горисполкомом. Она раза в два выше, чем тариф.


«В жировке появилась строчка «плата за обслуживание запорно–переговорного устройства», то есть домофона. На каком основании ЖЭС взимает с нас деньги, если никакого договора с обслуживающей организацией мы не заключали? Н.Бурмистрова, Гомель».


— Техническое обслуживание и ремонт замочно–переговорных устройств являются дополнительной жилищной услугой. А дополнительные услуги по закону о защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг могут оказываться по договору между исполнителем и потребителем.


Составления такого договора требует и Инструкция о порядке оплаты населением жилищно–коммунальных услуг, утвержденная постановлением Министерства жилищно–коммунального хозяйства от 24 мая 2004 года № 13.


Если договора нет, плату за обслуживание домофона ЖЭС включает в жировку неправомерно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter