Белорусский павильон вызвал интерес у публики на Каннском фестивале

Вышли фильмы из тумана...

Среди десятков остроносых белоснежных шатров на каннской набережной Круазетт отнюдь не затерялся павильон Беларуси — кинематографии, которая три года назад прогремела на Каннском фестивале, представив в главном конкурсе фильм Сергея Лозницы «В тумане». Картина была удостоена премии ФИПРЕССИ, к павильону Беларуси потянулись любопытные.

В роли Лизы - главной героини фильма Олега  Базилова "Предмет обожания" - снялась красавица Анна Попова. Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости www.ria.ru
В роли Лизы - главной героини фильма Олега Базилова "Предмет обожания" - снялась красавица Анна Попова. Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости www.ria.ru

Павильон функционирует уже пятый год. Как говорят его директор Дмитрий Шелег и начальник сценарно–маркетинговой службы «Кинопроект» Анатолий Королев, его задача — напомнить, что в Беларуси тоже есть кино. «Мы рассказываем нашим гостям о государственной поддержке кинематографии, о базовом центре национальной киноиндустрии — студии «Беларусьфильм», способной производить три–четыре игровых фильма в год, и предлагаем ее мощности нашим зарубежным партнерам. Есть также студия документального кино «Летопись» и студия «Белорусский киновидеоцентр», специализирующаяся на научно–популярных фильмах. Шесть–семь картин в год выпускает студия анимационных фильмов».

«Времена для кино нелегкие, — признается Дмитрий Шелег. — Если в прошлом году в стране снято 60 документальных картин, то в этом году их производство упало вдвое. Это связано с очень низкой окупаемостью фильмов. Поэтому главное кинопроизводство в Беларуси сегодня сосредоточилось вокруг телесериалов — как правило, в копродукции с Россией».

В Канне павильон представляет 9 фильмов. Среди них «Предмет обожания» Олега Базилова по мотивам Чехова и «Белые росы. Возвращение» Александры Бутор с Юозасом Будрайтисом и Андреем Мерзликиным, в небольшой роли снялся Николай Караченцов. Выпускнице Белорусской академии искусств Александре Бутор повезло снять подряд два фильма — один из них, «Сладкое прощание Веры», был предложен Беларусью в программы Каннского фестиваля, но проиграл в состязании с более сильными соперниками.

Есть и образцы детского кино. Подобие фэнтези «Невероятное перемещение» — о том, как в наши дни, спасаясь от инквизиции, попал сам доктор Парацельс — снял Александр Анисимов. Российским зрителям уже знакома белорусско–российская романтическая комедия «С 8 марта, мужчины!» Артема Аксененко — тоже основанная на фантастическом допущении. Продолжается популярная серия фильмов «Государственная граница» — на экраны выйдут триллеры «Курьеры страха», «Афганский капкан» и «Смертельный улов» Игоря Четверикова, начались съемки четвертой картины любимой зрителями франшизы. Кроме того, павильон представил панораму документальных и анимационных фильмов, которыми особенно интересуются за рубежом.

«Естественно, мы активно работаем над привлечением зарубежных партнеров для копродукции, — продолжает Дмитрий Шелег. — Не только для вливаний в национальное кино зарубежных средств, но и для расширения географии проката наших картин: ведь для фильма, произведенного совместно с другой страной, автоматически открывается дорога на экраны обеих стран. В Беларуси только 130 кинотеатров, плюс видеоточки в сельской местности, где картины показывают с DVD, и, конечно, есть общая для всей Европы проблема: репертуар составляют в основном голливудские картины. Но в Минске регулярно проходят премьеры новых белорусских фильмов, а премьеру «Киндер–Вилейского привидения» мы провели в городе, где картина снималась, — Вилейке. Как развивается зарубежный прокат белорусских фильмов? В России мы работаем с дистрибьюторской компанией TVIN и в прошлом году продали права на наши фильмы на 2,5 млн. долларов. Киноверсия мини–сериала «Следы апостолов» продана в Китай. Надеемся что вскоре на Первом канале состоится премьера военно–исторической авантюрной драмы Сергея Гинзбурга «Волчье солнце». В ней снималась международная команда актеров: Гела Месхи, Владимир Ильин, Андрей Мерзликин, Александр Робак, Ольга Красько...»

Главные проблемы кинопроизводства в Беларуси хорошо знакомы и в России. По словам Дмитрия Шелега, это деньги, качественные сценарии и кадры. Славная когорта белорусских мастеров ушла, последним из могикан был Михаил Пташук, погибший в 2002 году. «Полноценной замены им пока нет. Растим молодых режиссеров», — констатировал Дмитрий Шелег.

Успешно прошла в павильоне презентация белорусско–французского проекта «Завтра после войны». Как рассказывает молодой режиссер Дарья Юркевич, «это история белорусской деревни, где после войны в живых остались только женщины, и когда в деревне остановился на ночевку танковый взвод, они увидели в этом единственный шанс на продолжение рода». С французской стороны картину снимает компания AR Production. Уже в последние дни Каннского фестиваля была достигнута договоренность о съемках военной драмы «Выше неба» — о прославленной эскадрилье «Нормандия — Неман». Съемки будут происходить в Беларуси, в проекте участвуют от России — Первый канал, от Франции — компания Arno.

И еще один очень перспективный проект родился именно в белорусском павильоне — идея нового фильма Эмира Кустурицы «Если не сейчас, то когда?». Несколько лет назад продюсер французской компании Cinema soleil Мики Захар увидела представлявшийся тогда в павильоне фильм «Брестская крепость», заинтересовалась возможностями белорусского кинопроизводства, побывала в Минске и решила снимать свою новую продукцию на «Беларусьфильме». Приезжал в Минск и Кустурица, ему понравились и студия, и ее богатейшие возможности для натурных съемок; особенно большое впечатление произвела коллекция оружия времен Великой Отечественной: тут можно вооружить целый полк!

Сценарий будущего фильма по опубликованной в 1984 году книге итальянского автора Примо Леви пишет сам Кустурица в соавторстве с Гордоном Миховичем. Сюжет построен на материале партизанского движения в Белоруссии, но есть в нем и столь любимые Кустурицей музыкальные краски, ибо командир отряда по совместительству — скрипач. «Белорусские леса — как новый Вавилон, где в одном строю сражались белорусы, русские, поляки, евреи, и у всех общая цель — добить врага, — цитирует синопсис фильма Дмитрий Шелег. — В романе есть все: и любовь, и музыка, и счастье, и горе. Красочные персонажи написаны словно специально для Эмира Кустурицы. Здесь и колоритный командир отряда со скрипкой в одной руке и автоматом — в другой. И символический финал — рождение ребенка в вагоне поезда...» Так что колоритность будущей картины и юмор обеспечены. Фильм предполагается закончить к 2017 году.

Автор публикации: Валерий КИЧИН, valkichin@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter