Вымирающий вид

В деревне коровы становятся редкостью

В деревне коровы становятся редкостью


Лет 10 назад сельчане не представляли свое подворье без коровы. Однако за последние пять лет их в личных подсобных хозяйствах Могилевщины заметно поубавилось. К примеру, в Горецком районе их держат лишь 10 процентов сельчан. Половина деревенских жителей и вовсе не имеет домашнего скота.


Деревня Паршино Горецкого района по нынешним меркам солидная — 600 жителей. Есть школа, детсад, магазины. Подведены газ и водопровод. Паршино, став недавно агрогородком, хорошеет на глазах. И с каждым годом все больше походит на город. Только в 11 дворах из 229 можно увидеть буренок.


— А когда–то в деревне два стада было, — вспоминает 55–летняя Тамара Ковалева. — И мы корову держали. Но дети выросли, в город уехали, вот ее и продали.


Как в деревне обходиться без хозяйства, Нина Головач, более 20 лет назад перебравшаяся в Паршино с Гомельщины, не представляет:


— Когда переехала, цель поставила: накопить на кормилицу. Грустно было глядеть, как коровы возвращаются с пастбища: ко всем в калитки заворачивают, а мою стороной обходят. Теперь все с точностью до наоборот. Мой двор один из немногих, где есть корова. А молодые односельчане даже подшучивают надо мной. Мол, что ты все за хвост держишься? Встаешь до рассвета, корм заготавливаешь, доить на поле бегаешь, пасешь, а овчинка–то выделки не стоит. Но я иначе жить не умею. Молоко государству сдаю, в выходной на рынок в Горки вожу. За полмесяца на нем, твороге да сметане тысяч 260 — 280 зарабатываю. Приличная прибавка к зарплате. Да и дети молочные продукты любят, а разве ж магазинные с домашними сравнишь?!


Ради внучат–двойняшек не отказывается от буренки и пенсионерка Нина Клачкова:


— Местные власти нам электропастуха дали, с заготовкой сена помогают. Чего же не держать корову? Что это за деревня, где машина почти в каждом дворе, а буренка одна на всю улицу!


В соседнем Медведково на 30 жителей — ни одной коровы.


— Я свою Рябку одной из последних продала. Но с хозяйством мне уже тяжело справляться... В деревне только 4 лошади остались, чтобы помогать старикам огороды обрабатывать, — сетует староста Нина Терещенко. — Коров сегодня держат одни энтузиасты. В былые времена литр молока стоил копеек 30, булка хлеба — вдвое дешевле. Сегодня за литр только полбулки хлеба купишь...


От коров отказываются не только молодежь да старики, но и сельчане, которые, что называется, в самом расцвете сил. По словам председателя Паршинского сельсовета Людмилы Прилуцкой, сейчас на 18 деревень всего 48 буренок.


— Сегодня лишь десятая часть жителей района имеет коров, — не скрывает первый заместитель председателя Горецкого райисполкома Анатолий Дутько. — Стадо частников на 1 января насчитывало 795 голов, как и в прошлом году. А в 2006–м их, для сравнения, было 1.122, в 2005-м — 1.472. В прошлом году закупки молока с подворий упали на 279 тонн. Понятно, что деревня стареет. Но есть и другие причины. Толкового хозяина, который хочет работать, надо поддерживать. С коровой ведь много хлопот. Есть вопросы по обеспечению подворий сеном, сортовыми семенами, удобрениями, племенным молодняком, качеству ветеринарного обслуживания...


Впрочем, в том, что частное стадо «тает», большинство специалистов не видит угрозы для будущего села. Новые фермы в хозяйствах уже дают столько молока, что его с лихвой хватает не только для внутреннего рынка, но и для продажи за пределами страны.


— Хозяев, которые держат по 4 — 5 коров и живут с этого, сейчас на селе немного, — говорит начальник сектора комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Марина Захаренко. — Заработать на молоке можно: за литр сегодня частники получают 665 рублей плюс 70 рублей надбавки. Но менталитет деревенского жителя уже изменился: он, как и горожанин, хочет, отработав смену в том же хозяйстве, дома отдыхать, а молоко или сметану купить в магазине. Если в 2005 году в частном секторе было более 48 тысяч коров, то на 1 января 2009–го всего 26 тысяч.


Глядишь, с такими темпами корова на крестьянском подворье лет так через 10 — 20 и впрямь станет экзотикой... Хотя многие сельчане в разговоре со мной обмолвились, что не прочь обзавестись буренкой. Только чтобы пастбища, корма и сбыт излишков продукции не требовали от хозяев больших усилий.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter