Феномен: Александр Баковец 20 лет ведет кружок по лепке из соленого теста

Вылепить судьбу из теста

Каждый вечер уже почти два десятка лет Александр Баковец замешивает тесто. Целое ведро. 2 кг муки, 2 кг соли, вода... И так изо дня в день. Нет, он не пекарь — руководитель кружка «Лепилка» в минской гимназии № 43. В любой школе учителей‑мужчин можно по пальцам одной руки пересчитать, а уж мастер по тесту, для кого скалка стала рабочим инструментом, — это вообще нечто экстраординарное. Александр любит шутить, что вполне мог бы претендовать на строчку в Книге рекордов Гиннесса. Он, похоже, единственный в Беларуси мужчина, который из соленого теста создает художественные скульптуры. Когда увлекается, может с детьми целый город вылепить с башнями, воротами, мостами, пешеходами, машинами. Не зря по образованию — архитектор. Его работы ценят и в галерее «Славутыя майстры».

Все начинается с похвалы

В гимназии Александра Баковца знает каждый. Двери его кабинета всегда открыты. И редкий ребенок пройдет мимо, не засунув свой нос. А тут все увлеченно котов, бонстиков и смешариков лепят, стены увешаны сказочными и мультяшными героями из теста, пахнет выпечкой и из печки достают румяные фигурки… Если бы не соль в них — до дома бы никто не донес свои шедевры.

Сам Александр, можно сказать, облеплен детьми. По списку около 200 кружковцев. Круговорот учеников постоянный. Думаете, это больше девчачье занятие? Как бы не так: полгруппы — мальчишки. Протягивают мне комок теста и предлагают научить лепить розочку, охотно делясь своими «инструментами»: расческами, колпачками от фломастеров, куском москитной сетки и старой пластиковой карточки, которыми, оказывается, можно делать интересные узоры. 

— Сперва раскатайте блинчик, — подсказывает первоклассник Тимофей Погоцкий. — Потом вырезаете 10 кружочков, соединяете в гусеницу, расческой прижимаете края и скручиваете в трубочку... Вот так…


Моя гусеница предательски расклеивается. На помощь приходит Александр. 

— Небось, и ваши поделки — дело рук педагога? — подмигиваю Тимофею. 

— Нет, — качает головой. — Александр Григорьевич всегда говорит: если будете делать сами — заберете себе, а если я буду помогать — это уже моя работа. Но он так хорошо объясняет, что с ним все получается!

Чтобы не отбить охоту, Александр старается каждому успеть помочь, подкорректировать, чтобы родители всплеснули руками: «Неужели это мой ребенок сделал?!» И тогда гарантия: он придет в следующий раз. Похвала — лучший стимул для работы.

Интересно — это главное

На глазах Александра выросло уже целое поколение. Современные первоклассники знают, как «передвигать экран» на планшете и находить в интернете любимую игру, но завязывание шнурков, чистописание и складывание пазлов вызывает трудности. Им не хватает терпения, усидчивости, концентрации внимания. Да, сегодня модно отдавать детей в школы английского языка, начального программирования и робототехники. А лепка? Это как‑то слишком банально. Кого этим удивишь в век 3D‑принтеров?

— Но принтеру ведь тоже нужен образец, который сперва рождается у кого‑то в голове и реализуется в руках, — разрушает мой скептицизм Александр Баковец. — Тут много можно рассказывать про развитие памяти, внимания, образного и системного мышления, речи — того, что тренирует мелкая моторика. Но я не люблю всех этих умных фраз. Детям интересно — это главное. А фишка знаете в чем? Можно месяцами что‑то учить, шить, рисовать, а тут за один урок пришел, сделал — и у тебя в руках готовый результат твоего труда. Еще и стресс снимается. Я и сам, думаете, почему этим занимаюсь? Когда в руках тесто — отдыхаю. Говорят, найди работу по душе — и тебе не придется работать ни дня в своей жизни. Вот, нашел.

«Дети меня вдохновляют»

Почему сегодня в школу не идут учителя‑мужчины? Потому что школа — это не бизнес, а призвание. И легких денег тут не заработаешь. До высшей планки нужно усердно и кропотливо работать. В сфере дополнительного образования молодые специалисты и вовсе надолго не задерживаются. У Александра Баковца стаж кружковой работы — 28 лет! Что держит в школе? Признается: дети. Когда‑то, в начале 1990‑х, решил в свободное время поработать руководителем кружка, а в итоге так втянулся, что забыл об основной профессии художника‑оформителя, ушел с завода, а свои архитектурные и художественные навыки стал воплощать в тесте. Причем в постоянном творческом тандеме с детьми. Без них работа не спорится.

— Мы на одном уровне общаемся, не чувствуя разницы в возрасте. Даже с малышами. Они меня порой на ты называют и не замечают. Иногда задумывался, а не взять ли паузу, попробовать что‑то другое. Но пройдет день‑два — и понимаю, что без детей работать не смог бы… Не хватает их энергетики. Они меня вдохновляют.


Ученики — его лучшая реклама. Благодаря им сарафанное радио срабатывает моментально и к началу нового учебного года в кружке негде яблоку упасть. На выставках и конкурсах его лепильщики — всегда в тройке лидеров. В копилке Александра Баковца только первых мест — 34, из них 3 — по стране, 11 — по Минску. Его «почерк» узнают даже в колледже хлебопечения, куда поступают бывшие кружковцы: готовые кадры! Да и не только там: юные выдумщики выбирают разные творческие специальности, связанные с дизайном, конструированием, моделированием, изобразительным искусством…

ЦИФРЫ «СБ»

Только 14% учителей и руководителей школ — мужчины. Больше всего их среди директоров — 36,8%. А вот среди учителей начальных классов мужчина лишь каждый двухсотый.

КСТАТИ

По данным общереспубликанского банка вакансий, спрос на педагогов дополнительного образования в 28 раз превышает предложение.

marie.by@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter