Выигрывающий тренер

Андрей Кривонос на работе и дома

Андрей Кривонос на работе и дома


«Андрюху я бы в свою команду взял в первую очередь». Эту фразу Константин Шереверя сказал еще в далеком 2004–м, а осуществил только в прошлом году, пригласив на пост главного рулевого «Минска–2006» совсем зеленого по тренерским канонам Андрея КРИВОНОСА. Ставка, поначалу казавшаяся авантюрной на фоне амбициозных планов команды, сыграла. Команда стала чемпионом страны, прервав четырехлетнюю гегемонию «Виталюра», а скромняга Кривонос в одночасье оказался в центре внимания баскетбольной общественности, удивленной небывалым прогрессом Андрея. Вопросов к нему, впрочем, накопилось куда больше, чем вмещают в себя рамки чемпионата Беларуси.


— Если честно, то я даже не ожидал, что все сложится настолько удачно. Надеялся — понятное дело. Но знал, что придется серьезно напрячься. Это ведь первая моя команда, где от меня как от тренера ждали серьезных результатов. В Польше, где проводил первый тренерский сезон, все иначе было. Молодежная команда, цель — наиграть состав в третьей лиге польского чемпионата... Да и ребята молодые: каждое слово ловят. В Минске же все по–серьезному: была цель, были амбиции и под них подбирались конкретные игроки. А от меня требовалось обеспечить нужный результат — крутись как хочешь. С другой стороны, все ребята были профессионалами и им не нужно было долго объяснять, чего я от них хочу.


— Авторитета хватало? Еще недавно ведь сам со многими своими подопечными играл в составе национальной сборной...


— Был такой щекотливый момент поначалу. Кто знает, как ребята поймут, как воспримут в новой роли? Но это ведь нормально: кто–то еще долго будет играть в том числе и в чемпионате Беларуси, а кому–то приходится что–то менять. Тем более что вне площадки мы по–прежнему остаемся друзьями.


— Помнится, в одном из наших разговоров Иван Едешко вспоминал о том, что в ЦСКА ему сложнее всего было работать с темнокожими легионерами: ребята жили сами по себе, зачастую вели себя вызывающе и к тренерским установкам относились весьма специфически...


— Я старался не разделять игроков на легионеров и нелегионеров, но в то же время знал, чего можно ждать от американцев. Все–таки сам там немало поиграл. Свои заморочки в плане образа жизни у них, конечно, есть. Да и на площадке импровизация может быть хороша лишь до определенного предела. Поэтому приходилось принимать воспитательные меры: менять ребят, сажать на скамейку и очередной раз повторять, чего ты от них хочешь. Пока не поймут. В большинстве случаев компромисс находился. Дело в том, что при всей своей неординарности и специфичности американцы очень ответственно относятся к команде. И если даже в каких–то ситуациях они не хотели слушать меня, то подводить команду и других ребят они не хотели еще больше. Так или иначе, но результат мы обеспечили, а американцы уже уехали. Пока — в отпуск. Дальше будет видно.


— Сегодня столько говорят о переходе Данте Стиггерса в белорусскую сборную. Это на самом деле возможно?


— Могу сказать лишь то, что Данте такой вариант рассматривает вполне серьезно. Дальше все зависит от федерации и главного тренера сборной. Если договорятся, то Стиггерс приедет уже на первый или второй сбор.


— А как лично ты относишься к появлению в составе белорусской сборной чернокожего американца?


— Из тех команд, с которыми нам в свое время доводилось играть, редко кто обходился без варягов. Австрийцы, англичане... Так что нет ничего плохого в том, что сегодня Стиггерс поможет нам закрыть проблемную позицию. Там ведь на самом деле пустота. К тому же Данте, на мой взгляд, подходит и по человеческим качествам. Это ведь разные вещи — играть за сборную и за клуб, где ты получаешь деньги. Разная мотивация. Но этот парень, я уверен, сможет вписаться в коллектив сборной и в любой ситуации будет играть на все сто — это у него в крови.


— И на что будет способна эта сборная?


— Судя по тому, как ребята играли в прошлом году, шансы на выход в группу «А» у них очень неплохие. Как со Стиггерсом, так и без него. Первый этап мы пройдем, а дальше все будет зависеть от жеребьевки и той поддержки, которая нам будет оказываться. С другой стороны, ребята давно не собирались вместе, да и смена поколений еще далека от завершения.


— Было бы кем менять. Сам же говоришь: пустота...


— Это да... Но удивляться нечему: откуда кто появится, если у нас мужская «молодежка» уже два года чемпионаты Европы пропускает? Я уже не говорю про младшие возрасты, которые фактически выпадают из тренировочного процесса. То у них нет зала, то накладки с учебой, то проблемы с организацией сборов, то нехватка турниров... Взять, к примеру, женскую команду: для меня вообще загадка, как с таким чемпионатом у них может появляться какой–то резерв. В турнире де–факто играют четыре клуба, два из которых остальным привозят по 40 очков! Спасает только то, что в Гродно две команды есть, одна из которых — базовая для юниорской сборной.


— К слову, в мужском чемпионате ситуация может оказаться немногим лучше: «Виталюр» распался, ОЗАА остался без титульного спонсора и тоже находится на грани исчезновения...


— Грустно это все... Может получиться то, что было здесь несколько лет назад, когда в баскетбол играли только «Гродно» да РТИ. С той только разницей, что теперь вместо РТИ будет наш «Минск–2006». Я, правда, надеюсь, что федерация что–то сможет изменить, но в любом случае конкурентов для «Минска» здесь не останется. Единственная надежда, что мы все–таки заявимся в еврокубки, хотя тут тоже есть вопросы.


— Нынешняя команда может быть конкурентоспособной на европейском уровне? Иначе ведь будем опять по 20 очков «отгребать»...


— Ну и что? Надо ведь с чего–то начинать. В свое время наш РТИ, играя в Евролиге с «Арисом» или «Барселоной», получал даже по 50 очков. Если бы эти выступления продолжились и дальше, сегодня наверняка могли бы и сами кого–нибудь так же «возить». Но даже тогда польза для ребят от матчей против грандов была огромной, да и популярность баскетбола выросла многократно.


— Быть может, в таком случае на самом деле есть смысл заявиться в российскую лигу, как это планируют в женском чемпионате?


— В российскую — вряд ли. Все–таки расстояния и перелеты там действительно большие и денег требуется много. А вот, скажем, в литовскую — другое дело. Открыл визу на год — и катайся себе. Уровень у них тоже неплохой. Или вот в прошлом году в Польше организовали так называемую лигу Балтийского региона. Там и шведы играли, и датчане, ну и прибалтийские страны. Чем не вариант для нас? Впрочем, это — планы абстрактные: у меня у самого с контрактом пока определенности нет. Отпуск.


— Удается в отпуске не думать о работе? Говорят, что тренер — это не работа, а что–то вроде диагноза.


— Большую часть года я фактически живу на работе. Жена ведь у меня тоже баскетболистка (Татьяна Троина — игрок национальной сборной и «Электры» (Рамат–Хашарон). — Прим. авт.), играет то в Латвии, то и вовсе в Израиле, а чем возвращаться в пустую квартиру, лучше лишний раз просмотреть какие–то игровые материалы или подготовиться к тренировкам. Но пока мне удается оставлять свою профессию в пределах площадки. Особенно когда Таня приезжает. Мы нечасто видимся, поэтому в такие дни нам меньше всего хочется кем–то командовать. Хотя посоветоваться можем: у нее ведь тоже семья баскетбольная, так что хочешь не хочешь, а тема эта всплывает регулярно. Кстати, в моем решении попробовать себя в роли тренера ее доля тоже есть. Таня мне уже давно говорила, что необходимо что–то менять, что здоровье невозможно испытывать на прочность до бесконечности. Да и зарплаты, которые здесь получали тогда, навряд ли могли компенсировать лечение. В общем, решили рискнуть. Пока вроде риск оправдывается.


— А сам не пробовал стать для Тани личным тренером?


— Быть тренером женской команды — нет уж, увольте! Хотя было бы неплохо, конечно, участвовать в ее карьере, в чем–то поддержать, что–то подсказать. Все–таки я — не последний человек в баскетболе. Но проблема в том, что она играет за границей, а по телевизору особо не посоветуешь. Можно только наблюдать и переживать. Как сейчас за сборную. Досталось девчонкам по полной: Наталья Марченко, Таня тоже больное колено «дернула»... Жалко мне их, но, с другой стороны, понимаю, что в таких соревнованиях любой спортсмен идет до конца: через боль и через «не могу». Поэтому оставалось только поддерживать.


— А по поводу нашумевшей фотосессии жена с тобой советовалась?


— Вот что все к ней прицепились? По мне — так ничего сверхъестественного или вульгарного там нет. Просто в нашей стране такого никто раньше никогда не делал — вот и поднялся шум. А на самом деле получилось красиво. Настоящее искусство. А на хорошее произведение искусства все ведь не против посмотреть.


— Жаль, что это направление в искусстве в нашем спорте практически не развивается...


— Народ такой, наверное. Сколько уже лет живем по другой модели, а менталитет все равно не меняется. В Литве, когда местная баскетбольная сборная откровенную фотосессию организовала, все ведь нормально отнеслись, болельщики на игры повалили. А у нас могли ведь и неправильно понять. Может быть, теперь кто–нибудь захочет повторить? Красивых видов спорта и красивых людей у нас хватает!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter