ОБРАЗОВАНИЕ неспроста считают хорошей инвестицией. Капиталовложения в интеллект в нашей стране, к чести сказать, отчасти забота государственная. Казалось бы, здесь все должно быть честно и прозрачно. Но на днях глаз зацепился за информацию, опубликованную на сайте Комитета государственного контроля. Оказалось, некоторые вузы тратили выделенные деньги совсем не на подготовку специалистов.
Результаты проверки неутешительные: незаконно получено из бюджета порядка 2 миллиардов рублей, неэффективно использовано около 3,5 миллиарда. Речь о финансах, бездумно потраченных с января 2013 по июль 2015 года. В КГК отметили, что виновные в расточительном отношении к государственным финансам (в том числе и нашим с вами, поступающим в бюджет в виде налогов) уже понесли наказание. Оштрафованы 5 юридических и 43 физических лица (включая 27 должностных), 95 работников наказаны в дисциплинарном порядке. Ну а большой «разбор полетов» на эту тему состоится в ведомстве в феврале на коллегии с участием и представителей Министерства образования, и самих вузов. Но уже очевидно: система образования требует в определенном смысле оздоровления.
Пока же этот процесс затянулся на несколько лет, а механизм в целом работает со сбоями. Особенно если учитывать, что в 2015 году завершилась начатая в 2011-м Государственная программа развития высшего образования. Ее заказчик-координатор — Минобразования. Львиная доля плановых позиций, конечно, выполнена. Но есть и огрехи. В их перечне, с моей точки зрения, наиболее актуальных несколько.
Один из них — планирование подготовки кадров. Ведь в формировании госзаказа участвуют только организации, подчиненные госорганам. Почему не учитывать кадровые запросы малого, среднего и крупного бизнеса? О дисбалансе в этом вопросе говорится уж очень много. Вносятся корректировки в планы приема. А в итоге? Примеры до неприличия абсурдны: дипломированный экономист работает продавцом детских игрушек или официантом в ресторане. Почему же не переформатировать план приема и талантливого «счетовода», разумеется, имеющего способности, не выучить, скажем, на логиста? Государственные деньги были бы потрачены с умом, для развития сегмента рынка, приносящего и бюджету тоже немалые вливания.
Бесспорно, недоработки есть в выполнении научных вузовских программ. Красноречивый пример — история о преподавателях БНТУ (их имена редакции известны), которых обвиняют в хищении 170 миллионов рублей из Госпрограммы прикладных научных исследований «Металлургия». Что было на деле, как они злоупотребляли служебными полномочиями, разберется суд. Но один факт налицо: государственные деньги потрачены, а недочеты в результатах программы есть.
Тема для отдельного обсуждения — омоложение профессорско-преподавательского состава. Начинающие ученые, зная, что в науке большой куш не сорвешь, в лаборатории и на защиту диссертаций не стремятся. Кто-то из перспективных и вовсе уезжает из страны. Никогда не забуду беседу с одним из таких молодых ученых в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, который через пару лет после окончания вуза уехал в Германию. Честно отработал по распределению, сполна «наелся» скромного хлеба младшего научного сотрудника, а в окрестностях Дрездена устроился обычным зоотехником в фермерское хозяйство. Предпочел личностному росту и развитию в десятки раз большее «жалование», чем получал в науке. Прогадал ли мой знакомый, покажет время. Но знаменитые и опытные преподаватели старой закалки не вечны. Кто останется учить наших детей?
Намедни с интересом прочла свежую статью министра образования Михаила Журавкова (она, кстати, есть на сайте sb.by). В ней автор рассказывает о стратегии развития системы национального образования. Возможно, в будущем она будет положена в основу конкретного программного документа. Главное, чтобы рациональные предложения не ограничивались формальными конструкциями, а нашли свое развитие в конкретных проектах, способных укрепить национальную систему образования.
uskova@sb.by