Всякая всячина

Гримасы стихийной торговли

Гримасы стихийной торговли


«Блошиные рынки» есть во многих крупных городах Европы. Чего только на них не встретишь: древние книги, старинную посуду, антикварные украшения... Не зря их так любят посещать туристы и прочие охотники за эксклюзивом. Вообще–то изначально «блошиными рынками» называли места, где люди продавали и покупали мелкие недорогие вещи. Как правило — бывшие в употреблении и не представлявшие ценности. Но времена меняются. Сегодня многие коллекционеры, ценители старины именно на таких барахолках ищут штучный товар.


В Могилеве официального «блошиного рынка» нет. Хотя многие горожане считают это неправильным: негде избавиться от накопившегося в хозяйстве старья, купить недорогую, но нужную мелочь для хозяйства. Спрос рождает предложение: в городе активно плодятся стихийные барахолки.


Торговый люд толпится перед входом на любой городской рынок — «Центральный», «Могилевский», «Зооботанический». Продают товар вперемешку прямо с земли: стоптанную обувь и вяленую рыбу, стеклорезы и садовый инструмент, вышедшую из моды одежду и застиранные скатерти, черемшу и огурцы в банках. Здесь можно встретить и совсем новый товар — носки, шерсть для вязания, кухонные ножи. Пристраиваются к «барахольщикам» и ремесленники — со скалками, мочалками да вязаными салфетками собственного изготовления. Сетуют: оплатить место на официальном рынке накладно, а товар надо же как–то продавать.


Особенно оживленно по выходным около рынка «Могилевский». Ради незабываемых впечатлений можно и час–другой времени потерять, наблюдая за происходящим. Вот мужичок с красным носом продал парню по дешевке будильник, который развалился на части прямо в руках у покупателя. Рядом одна из торгующих старушек скупила оптом у другой все ее яблоки и тут же пристроилась продавать их в розницу в два раза дороже. Поняв, что продешевила, хозяйка яблок набросилась на «обидчицу» с кулаками. Какой–то старичок расстелил на земле газету, стал выкладывать на нее из сумки ложки–поварешки, как тут прибежала его разгневанная супруга: «Опять из дому вещи тянешь?!»


Для директора рынка «Могилевский» Сергея Сысоева стихийная барахолка за воротами — головная боль. Каждый выходной объясняет ее завсегдатаям, что продавать товар с земли не положено, а те и ухом не ведут. Появится наряд милиции — «барахольщиков» словно ветром сдувает. Уйдут милиционеры — товарные «ряды» вырастают словно из–под земли. Несколько лет назад на рынке была метизная площадка, где всем желающим разрешалось продавать завалявшийся дома без дела «хлам»: гвозди и гайки, дверные ручки, рыболовные крючки. Стояли стеллажи, контролеры следили за порядком. И продавцы, и покупатели были довольны. Теперь площадка закрыта — благоустраивается территория. Не дожидаясь, пока ее откроют вновь, те, кто раньше приторговывал «железяками», тоже стали пристраиваться на входе.


— Нас вот гоняет милиция, а кому мы мешаем? — обижается пожилой могилевчанин Максим Викторович. — Заработки чисто символические. Но я за много лет привык гвоздиками–гаечками торговать. Хожу сюда даже не за деньгами, а чтобы с людьми пообщаться.


При этом пенсионер не скрывает, что многие его «коллеги» приходят, чтобы наторговать на бутылку дешевого вина. Наскребут нужную сумму и — бегом в магазин.


— Какая разница, для чего людям деньги, — возмущается торговка неопределенного возраста. — И в Польше, и в Германии есть «блошиные рынки». Почему у нас их нет?


Директор рынка Сергей Сысоев, с одной стороны, согласен: почему бы действительно официальную барахолку в городе не открыть? С другой стороны — сомневается: а много ли там наберется торговцев со специфическим товаром? На возглавляемом им рынке всегда рады ремесленникам: если обращаются, никто с них втридорога за место не берет... Даже из Витебска мастеровые приезжали и были довольны. Только почему–то большинство могилевских плотников, вязальщиц и других умельцев все равно предпочитают толпиться под забором. Местные власти пошли навстречу небогатым «коробейникам»: обязали администрации всех рынков выделять бесплатные торговые места для малоимущих. Места есть, вот только торговать на них... особо некому.


— На рынке, даже для торговли на бесплатном месте, нужно иметь специальные документы: на одежду, например, — гигиенические сертификаты, на продукты питания — справку санслужбы, — объяснил причину вялого интереса «коробейников» к официальной торговле начальник управления заготовок Могилевского облпотребсоюза Александр Уткин. — Если человеку предоставят торговое место, обязательно запишут его данные: фамилию, адрес. Видно, большинство из тех, кто продает за воротами, не настолько уверены в качестве своего товара, чтобы «светиться».


Действительно, торговля организованная и стихийная — это, как говорится, две большие разницы. В первом случае если тот же малоимущий продавец не докажет, что вырастил яблоки, которые продает, в собственном саду, он должен будет заплатить налог. Это обязательно проверит администрация рынка: иначе сама ответит за то, что допустила на свою территорию нарушителя. За воротами же дирекция и контролеры бессильны: не имеют права ни документы проверить, ни о происхождении товара спросить. Торгующие свои права знают и пользуются ими умело. Не попался в момент продажи — значит, ничего не нарушил. Просто стоять на улице никому не запрещено, пусть себе и рядом с газеткой, на которой разложена всякая всячина.


Свежий эпизод. Заместитель директора одного из могилевских рынков сделал замечание торговавшей у ворот старушке. Та подняла крик, во всеуслышание заявила, что «начальник» ее толкнул и у нее после этого разболелось сердце. Вызвала даже «скорую», после чего ее «обидчика» чуть не уволили с работы.


Вот и получается, что сделать замечание «коробейникам» вроде как и нельзя. А торговать грибами, неизвестно в каких местах собранными, будильниками, которые разваливаются в руках, или ворованными ложками можно?! А в проигрыше все равно оказывается потребитель...


Компетентно


Сергей Климов, заместитель начальника Ленинского РОВД Могилева — начальник милиции общественной безопасности:


— На рынке к каждому торгующему подойдет и контролер, и санитарный врач, и налоговый инспектор. А вот за его пределами не исключены ни обман, ни обсчет, ни конфликтные ситуации. Да и качество товара — под сомнением. Поэтому мы запрещаем горожанам торговать с земли. Стариков стараемся не штрафовать, просим по–хорошему, чтобы расходились. Не думаю, что в городе нужны «блошиные рынки» — живем в ХХI веке: есть комиссионные магазины, интернет–магазины. Но, думаю, метизная площадка, которая после благоустройства территории опять откроется на рынке «Могилевский», горожанам не помешает: торговать всякой всячиной там, как и раньше, будут не с земли, а со столиков, под контролем администрации.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter