Вся соль

Заметные движения на мировом рынке калийных удобрений начались аккурат в этом году...

Летние природные катаклизмы, пронесшиеся по всему миру, поставили два серьезных вопроса. Первый — что будет с ценами на хлеб, крупу, молоко и мясо? Похоже, кое–где, используя склонное к панике общество, спекулянты еще успеют нажиться. Но в целом уже понятно, что даже неурожаи не станут причиной голода, — прошлогодних запасов хватит. Однако второй вопрос гораздо важнее и глобальнее: что будет с мировым сельским хозяйством? Не грядет ли передел и других рынков по примеру зернового? Похоже, что грядет. И, обращаясь к истокам аграрного благополучия (то есть как посеешь, то и пожнешь), есть повод усомниться: так ли уж Беларусь обделена природой? И может статься, что калий — это если не наше всё, то очень многое. Об этом и порассуждаем.


Битва титанов


Заметные движения на мировом рынке калийных удобрений начались аккурат в этом году. Правда, задолго до чудо–лета.


Главным событием, всколыхнувшим рынок, стала продажа Дмитрием Рыболовлевым 53,2 процента акций «Уралкалия». Новыми владельцами в начале июня стали Сулейман Керимов, Александр Несис и Филарет Гальчев. Но крупнейшая доля 25 процентов досталась компании «Калиха», принадлежащей С.Керимову. Бизнесмены по всем правилам большой игры до последнего сохраняли интригу и давали всем экспертам достаточно времени посмаковать подробности. Причем этими же экспертами и придуманные. Но все встало на свои места. Хотя многие остались под впечатлением. Так как, вопреки большинству прогнозов скептиков, пакет акций «Уралкалия» был продан по цене выше рыночной. При цене всей компании 8 миллиардов долларов покупателям 53,2 процента акций обошлись в 5,32 миллиарда. На этом Сулейман Керимов не остановился и приобрел у Рыболовлева еще и 20 процентов акций второго российского производителя калийных удобрений «Сильвинита» — главного конкурента «Уралкалия». Не оправдались и предположения о том, что сделка совершена ради перепродажи активов. Уже в августе Керимов получил контрольный пакет в «Сильвините». Так что налицо перспектива выхода на рынок калия крупнейшего мирового игрока. Сейчас аналитики гадают, произойдет ли консолидация «Уралкалия» и «Сильвинита» в одну структуру. Ведь пока это разные компании и с точки зрения активов, и с точки зрения сбытовой сети. «Уралкалий» реализует продукцию на рынке через Белорусскую калийную компанию, «Сильвинит» — через Международную калийную компанию. Подождем, что скажет Федеральная антимонопольная служба России.


А на днях на «сделку века» — поглощение крупнейшего мирового производителя калия канадской «Поташ Корп» — замахнулся горнодобывающий гигант «Би–эйч–пи Биллитон» из Австралии. Компанию стоимостью около 39 миллиардов долларов готовы купить на 16 процентов выше рыночных котировок. Но ее менеджмент предложенной ценой не впечатлился, заявив, что инвестор недооценил «бесподобные перспективы будущего роста». А ведь еще несколько месяцев назад такая позиция вызвала бы сильное удивление.


Естественно, в контексте лета все эти сделки приобрели совершенно иной подтекст. Мировая пресса подхватила тему. С ростом численности населения Земли будет расти спрос на сельхозпродукты, что, в свою очередь, подогреет борьбу между производителями удобрений, пишет итальянская газета «Стампа». Уже сейчас «война удобрений», которая ведется по всему миру, но прежде всего между Канадой и Австралией, превращается во все более активную «бизнес–войну». 95 процентов добытой руды (25 миллионов тонн, сконцентрированных прежде всего в Канаде, Беларуси и России) идет на производство удобрений (хлориды, нитраты, сульфат калия). Мировые запасы оцениваются в 250 миллиардов тонн. «Все аналитики делают ставки на агробизнес, который будет очень прибыльным в не столь отдаленном будущем. Население будет увеличиваться, развивающиеся страны будут расти, поэтому все более необходимыми станут продукты земледелия и животноводства», — пишет издание. Нет ничего удивительного в том, что англо–австралийский горнопромышленный гигант «Би–эйч–пи Биллитон» ведет борьбу за приобретение мирового лидера — канадской группы «Поташ Корп». От предложения 130 долларов за акцию канадцы отказались. Но до какого уровня может подняться цена? «Возможный минимум, — цитирует «Стампа» Дэниела Бубиса, владеющего 2 миллионами акций «Поташ», — это цена 150 долларов за акцию и 160 — 170 долларов — как возможное финальное предложение». Он также добавил: если появится конкурирующее предложение, вся картина может измениться. По его мнению, следует обратить внимание на Китай, для которого калий — минерал, имеющий огромную важность в свете изменений продуктовой корзины китайцев, пишет автор статьи. Аналогичные сражения ведутся и за фосфор — другой важный элемент, используемый в производстве удобрений. Здесь основная борьба развернулась между Бразилией и США.


Клуб избранных


Редкость месторождений калийных руд и необходимость больших инвестиций для разработки новых месторождений превратили мировую калийную отрасль в своеобразный «клуб избранных». 90 процентов мирового производства контролируют лишь 9 компаний. Так что это один из самых консолидированных товарных рынков в мире.


«Беларуськалий» — значительный участник этого клуба. И в том, что сейчас происходит на рынке, — наши прямые интересы. Пока, конечно, не столько канадско–австралийский торг нам важен, сколько вероятность выбора единого трейдера для «Уралкалия» и «Сильвинита». Если все же будет решено создавать экспортный альянс этих компаний, то многие эксперты считают, что с этим вполне бы справилась Белорусская калийная компания. В июне Сулейман Керимов встречался с Президентом Беларуси, где было заявлено, что новые акционеры «Уралкалия» не намерены выходить из БКК.


То, что в перспективе сбытовая структура останется одна, сомнений не вызывает. Тем более схема реализации «Уралкалием» и «Беларуськалием» своих экспортных возможностей в БКК доказала свою эффективность. По мнению экспертов, создание единой сбытовой сети позволит компаниям снизить расходы на логистику: затраты на транспортировку сопоставимы или даже превышают расходы на производство. Но гораздо важнее станет влияние компаний, объединенных под одним трейдером, на мировой рынок. Ведь «Уралкалий» и «Беларуськалий» через БКК контролируют около 30 процентов мирового рынка, еще около 15 процентов — «Сильвинит» через МКК. Поэтому в случае его присоединения к «Уралкалию» и «Беларуськалию» для Белорусской калийной компании вырисовываются заманчивые перспективы. Она сможет не только контролировать почти половину мирового рынка, но и стать крупнейшим в мире трейдером. Под контролем альянса трех окажется большая часть индийского рынка и рынков Юго–Восточной Азии. И что еще важно — БКК сможет более оперативно договариваться и заключать контракты, не ожидая подножки от конкурентов, и в некоторой степени определять ценовую политику на мировом рынке.


Белорусский фактор


В эти дни на мировом калийном рынке появился еще один ньюсмейкер. В понедельник стало известно, что «Беларуськалий» из РУП ПО преобразован в ОАО. Таким образом, многие поспешили с выводом, что один из крупнейших мировых производителей калия с солигорской пропиской готов к продаже. Собственно, о возможной приватизации речь уже велась. Однако, как было заявлено, — контрольный пакет останется у государства. Продаже подлежит лишь 25 процентов. Первый вице–премьер Владимир Семашко заявил, что за четверть акций предприятия Беларусь хотела бы выручить 6 — 7 миллиардов долларов. Некоторые эксперты считают, что заявленная цена завышена. Но мощности «Беларуськалия» составляют 8,5 миллиона тонн — это в 1,5 раза выше мощностей «Уралкалия», общая стоимость которого при недавней продаже была оценена в 10 миллиардов долларов. Поэтому белорусская оценка одного из своих главных активов в 25 миллиардов долларов априори не является чрезмерно высокой. Тем более что последние события мирового рынка демонстрируют большой интерес к таким предприятиям. Он будет расти, и параллельно будет расти стоимость. Например, капитализация канадского «Поташ Корп» выросла на несколько миллиардов только на новостях о возможной покупке.


Но на самом деле цена — это только один вопрос. И, может быть, он не самый главный. Важнее, кто станет возможным покупателем белорусского пакета. Сегодня уже называются 2 претендента. Во–первых, это Китай. Конечно, это один из крупнейших потребителей солигорского хлоркалия. Отсюда и интерес — долгосрочное обеспечение необходимым объемом поставок. Второй возможный инвестор — Индия. Тоже крупный клиент БКК. И заинтересованность та же. Но, как считает Андрей Дерех, директор инвестиционной компании «Юнитер», просто продать — это слишком просто. «Можно подумать о выходе на гонконгскую биржу, — делится мнением эксперт. — Это, конечно, более сложный механизм. Но у него есть несколько больших плюсов по сравнению с обычной продажей. Прежде всего, котировки позволяют поднять стоимость активов. Во–вторых, можно привлечь не одного, а нескольких инвесторов. И не просто связанных с поставками, а представляющих финансовые институты. А это возможность для «Беларуськалия» увеличить мощности в два раза. Эффект для ВВП страны очевиден».


Нельзя, по мнению экспертов, забывать еще и о других моментах. Учитывая то, что цены на удобрения в мире будут расти, белорусские аграрии должны быть в более выигрышном положении. Кроме того, уже сегодня есть предложения от ряда европейских инвесторов создать на базе «Беларуськалия» совместное предприятие по производству комплексных удобрений. Перспектива интересная, поэтому у солигорского гиганта не должны быть связаны руки. Конечно, держать в шкатулке востребованный актив, за часть которого страна может получить хорошие деньги, вряд ли стоит. Но только грамотный подход позволит заработать не только на продаже, но продать так, чтобы зарабатывать еще больше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter