Телеведущая из Солигорска Марина Никитенко — о поиске героев и сюжетов, секретах удачного диалога с сельчанами

Вся глубина деревенской глубинки

Как и 20 лет назад, так и по сегодняшний день Солигорский телевизионный канал уделяет большое внимание белорусской деревне. Без малого два года тому назад теме посвятили несколько роликов и запустили необычный проект «Вяскоўцы»: о жизни района, колоритных и интересных людях. Он сразу же приглянулся зрителю и теперь традиционно выходит на экраны дважды в месяц. Для чего создавались «Вяскоўцы», как убедить героя программы не бояться камеры, суметь передать телезрителю всю атмосферу, рассказала «СГ» ведущая проекта Марина Никитенко.

Фото из архива СТК.

— Марина Константиновна, как так получилось, что именно вы стали развивать новый проект? Что подтолкнуло выбрать сельскую тематику?

— Я в этой сфере уже 14 лет, но первые мои выпуски были заточены под криминальную хронику. Долгое время работала в этом направлении, но поняла, что нужно думать и о душе, поэтому поменяла специфику на более добрую и теплую. Толчком стал проект к 75-летию освобождения Беларуси. Мы готовили выпуски «Спаленыя вёскі Салігоршчыны». Это жуткий и тяжелый проект, даже сейчас вспоминаю и пробегают мурашки по коже. С операторами объехали весь район в поисках живых свидетелей тех событий, которые рассказывали о пережитых ими ужасах, делились фотографиями. По большей части с каждым героем мы проводили вместе по несколько часов, они начинали плакать и волноваться, а я их как будто чувствовала в этот момент. Вот тогда главный редактор раскрыла меня с другой стороны, с которой я сама себя до этого момента не знала. Так начала принимать участие в съемке роликов (посвященных 95-летию Солигорщины) о колоритных людях. Мы искали таких жителей, чтобы сделать запись на пару минут, а в процессе получались настоящие сюжеты. Вот тогда и родилась идея запустить теплый и душевный проект про сельчан из деревень и агрогородков, обычных людей, у которых есть свое хозяйство и любимое дело. Сейчас, после того как отснято около 40 выпусков, могу сказать, что именно они могут очень многое рассказать о районе и представить его с неизведанной стороны. А так как проект про обычных людей, мы его и назвали соответственно — «Вяскоўцы». Я к тому же пишу и думаю на белорусском языке, поэтому весь мой закадровый текст на «мове», что добавляет еще больше колорита.

— Как выбираете героев для выпусков?

— Их мне дарит жизнь или коллеги. Всегда знала, что Солигорщина богата на интересных и необычных людей, которые умудряются работать, держать свое хозяйство, а еще и находить время на хобби. Героя порой найти тяжело, но, когда погружаешься в работу и видишь продукт на выходе, понимаешь, что таких людей очень много. За всю историю проекта не было случая, чтобы я специально звонила в сельсовет и просила найти интересную личность. Часто бывает такое, что до нас о человеке никто не рассказывал, а после выпуска внимание к нему еще больше увеличивается со стороны коллег-журналистов. А сельский житель по своей природе занимается делом, не сидит на месте и не ждет, что ему кто-то должен. Они совершенно другие, со своими интересами, и для счастья им много не нужно, они его находят в мелочах. Для таких людей деревня — отдушина, и они ни за какие деньги не согласятся уехать. Мои герои — люди совершенно разного класса и профессии, но их объединяет любовь к родной земле и своя неповторимая история. И главное — правильно передать каждую из них. Иногда приходится работать параллельно над несколькими выпусками, но даже в таком ритме я все равно проникаюсь человеком и его рассказом.

— Как налаживаете контакт с героем перед съемками и как выбираете локацию?

— Сельские люди проще, но в то же время они более стеснительные и скромные. Боятся камеры, при виде ее начинается классическое «ой, а я говорить не умею». Также в деревнях не хотят накликать на себя зависть, которая может появиться у односельчан после выпуска. Поэтому и приходится лавировать, уговаривать. Чаще всего из тех, кто поначалу отказывался, получаются самые классные и интересные собеседники. В редких случаях герои сразу соглашаются. Им, наоборот, становится приятно, что их заметили.

Очень важно уметь слушать своего собеседника. Когда я вижу, что человек начинает волноваться перед микрофоном и камерой, начинаю его забалтывать. Расспрашиваю о здоровье, семье, детях, и даже банально можем разговаривать о погоде. Тогда собеседник постепенно успокаивается, раскрывается и ведет себя как в жизни. Самое главное для журналиста — вести себя искренне. Если герой не будет доверять корреспонденту, материал просто не получится. Исключительно работаю на доверии: тогда уходит зажатость героя и он проникается темой. И не нужно бояться. Абсолютно каждый человек, когда видит технику, пугается: кто-то начинает моргать больше, кто-то волосы и одежду поправлять, каждый по-разному реагирует. Тогда я прошу оператора стать подальше, а героя — не обращать на него внимания. Обычно помогает, когда собеседник во время разговора чем-то увлечен: например, показывает, как правильно нужно вышивать. В эти моменты отвлекается, абстрагируется и совсем забывает о наличии камеры.

Съемочная группа проводит с каждым героем минимум три часа, а бывает, и целый день, особенно когда к нему далеко добираться. Бывает, выпуск формируем из нескольких локаций. Такие съемки интересны и в плане операторской работы, и журналистской. Потому что прикасаемся к местному колориту. Например, никто не задумывался, какие были раньше традиции на Пасху, когда пекли булки или красили яйца. В городе эти знания давно утеряны, сейчас проще купить ту же булку. Главная цель — показать, как наши бабушки и прабабушки по своему рецепту делали тесто, выпекали, пели песни, читали стихи и соблюдали обряд. Наш проект полностью о духовном обогащении. Для зрителя и для съемочной группы. Даже нашим героям мы всегда говорим, что видео — память, которая останется в архивах для будущих поколений.

— Какие герои больше всего запомнились вам и на какие выпуски получили отклик от телезрителей?

— До сих пор помню сюжет о женщине, которая работала на тракторе. Выпуск на YouTubе набрал около 200 тысяч просмотров. А помимо этого о ней узнавали из редакции программы «Давай поженимся». Мы рассказывали, что девушка не замужем, очень интересная и работящая. Зарубежные коллеги заинтересовались и предлагали стать героиней программы, даже обещали купить билет и устроить в гостиницу. Но женщина очень скромная. Тогда как раз был сезон уборки урожая на полях, поэтому она не поехала. Для нее звонок о том, что ее ищут, был шоком. Для нас это тоже показатель, что наш проект смотрят и интересуются им.

Солигорчане тоже в восторге от «Вяскоўцаў». Они часто пишут комментарии и благодарят. Иногда из деревень звонят и сами приглашают к себе. Обратная связь колоссальная, а все потому, что проект добрый и живой, как мне кажется. Особенно находят отклик выпуски о традициях на Пасху и Масленицу.

— О каких профессиях узнал солигорский зритель в крайних выпусках?

— В сентябрьских сериях мы рассказали про местных гончара и кузнеца. Их мы тоже нашли случайно. Гончара увидела наш журналист на выставке в лесхозе. Он там с односельчанами представлял свои работы. Про кузнеца узнала после того, как тот занял второе место на областном конкурсе. Гончару всего 39 лет, а он наизусть знает, как раньше в деревне Осово исполняли свадебный танец. Это стоит увидеть. Потому что пока такие люди живы, мы можем сохранять историю. А во втором выпуске я попробовала себя в роли кузнеца. Герой учил меня ковать. Правда, сказал, что со мной каши не сваришь, мы только испортим металл. Но наша беседа получилась очень атмосферной, поэтому надеюсь, что любимый зритель оценили.

lukashik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter