Поиски имен сбитых во время войны летчиков продолжаются в Крупском районе

Всем героям вернуть имена

Энтузиаст-краевед в Крупском районе ищет сведения об экипажах сбитых в Великую Отечественную самолетов

На территории Крупского района в годы войны потерпели крушение около 12 самолетов Советской армии. В основном это случалось в 1941 и 1944 годах, во время наступления немцев, а затем освободительной операции «Багратион». Но далеко не всегда известны не только имена летчиков, но даже модели их самолетов. Уроженец деревни Денисовичи Анатолий Радченко (на снимке), выйдя на пенсию, купил дом на малой родине и в качестве краеведа-энтузиаста взялся восстанавливать их имена. Естественно, в этой работе участвуют и другие местные краеведы, а также поисковые группы. Вместе с Анатолием Ивановичем мы побывали на месте падения двух самолетов. Удивительно, но следы сохранились до сих пор…


Чуть копни мох в сосновом лесу — земля покрыта белесой пылью. Мы находимся примерно в пяти километрах от деревни Денисовичи. По одну сторону в 40 километрах проходит трасса Минск — Могилев, в 20 километрах — Минск — Москва. В 1941-м по этим артериям отступали наши войска, а немецкая авиация активно бомбила в этих краях переправы возле Борисова и деревни Бобр. Кроме того, в годы оккупации здесь, в Приямино и Докудово, размещались два немецких аэродрома. Частые воздушные бои велись и в 1944 году, когда активно гнали фашистов назад. Чтобы избежать авиа­налетов, они пытались выбираться лесными просеками. Но штурмовики уже ждали их у переправ… Во время боев два самолета потерпели крушение практически в одном месте, но с разницей в три года. И металлическая пыль — это кусочки окислившейся дюралюминие­вой обшивки, которые уже около 80 лет лежат в земле.

— Меня с юности волновал вопрос: а кто те летчики-герои, которые погибли недалеко от родной мне деревни Денисовичи? — делится краевед своими размышлениями. — Сначала в 2015 году я установил камень на предполагаемом месте падения, потому что его помнили только старожилы. И продолжил искать информацию.


Поиски не раз приводили в тупик. Итак, что известно доподлинно? 3 июля 1941 года с запада на восток через Денисовичи пролетел советский самолет и спланировал в лесу. Скорее всего, это была модель ДБ-3Ф, дальний бомбардировщик. Экипаж в нем обычно состоял из трех человек. Когда деревенские прибежали на место аварии, радист-стрелок был еще жив и звал на помощь. Но тут начали рваться патроны из боекомплекта… Все же людям удалось вытащить человека из горящей машины, но тот был уже мертв. В его карманах нашли документы, где упоминалось село Покровское Смоленской области. В итоге летчиков похоронили рядом с самолетом. Примерно на этом месте мы увидели камень с памятной табличкой, которую установил сам краевед.

Анатолий Радченко попытался наладить связи с местными краеведами, поисковыми группами. Как найти имена? Сопоставить с данными летчиков, пропавших без вести. Усложняло дело то, что крупных деталей самолета не сохранилось. Алюминий местные жители активно разбирали для изготовления посуды. Позже он пытался найти следы самолета в окрестных селах и натыкался на очень любопытные вещи. В коллекции краеведа есть даже заслонка к печи, сделанная из обшивки одного из этих самолетов. А в одной из деревень до сих пор на коньке хаты вместо жести — алюминиевый кусок обшивки. Но вот крупные детали, а особенно части мотора, по которым можно было бы узнать номер самолета, пока не найдены.

Еще одна зацепка — памятник возле местной школы, на котором изначально были указаны 15 партизан и 8 летчиков.

— Цифра явно неверная, летчиков в окрестностях деревни погибло меньше, — добавляет исследователь и ведет нас ко второй точке в лесу. — Долгое время они были безымянными. Неподалеку был песчаный карьер, землю с места падения одного из самолетов вывезли.


25 июня 1944 года практически в трех километрах от первого самолета упал еще один сбитый. Его модель краеведу точно известна не была. Однако самолетом заинтересовались даже в России. Во время войны в Казани выпускали легендарный Пе-2, их произвели более 11 тысяч. Однако до нашего времени ни один не сохранился. Объединение «Отечество» пытается воссоздать самолет из частей боевых самолетов, потерпевших крушение. Пять лет назад при участии этого российского поискового объединения, а также белорусских поисковиков исследовали прилегающую к месту аварии территорию. К сожалению, пролить свет на загадку тогда не удалось.

Расспрашивали местных жителей. Была зацепка. Когда самолет падал, одному из членов экипажа удалось выпрыгнуть с парашютом. Нашли его на дереве мертвым, видимо, погиб от потери крови. Однако на груди уцелело письмо и фотография девушки, возможно, жены. Был указан адрес: Москва, Тверская, 17. Пытались найти следы адресата, но ниточка ни к чему не привела.

Однако помощь пришла от местных краеведов Михаила Бараули и Василия Лопатина. В Крупском военкомате нашлись документы о падении самолета Бостон А-20 под управлением капитана Бабкина. Так удалось сопоставить данные о летчиках и место падения. Экипаж бомбардировщика — летчик, штурман и два стрелка. Благодаря этому удалось точно узнать, кто они и откуда, а также увековечить их имена на памятнике возле школы в Денисовичах. Иван Филиппович Бабкин — заместитель командира авиаэскадрильи, командир корабля, капитан гвардии, уроженец Воронежской области. Петр Тетерин — штурман, выходец из Пермской области, воздушный стрелок-радист Михаил Летошних из Курской области (именно у него было фото девушки), Вадим Дзенис — воздушный стрелок из Ленинграда.


— Почему поиски так сложны? Бомбардировщик дальней авиации ДБ-3Ф мог вылететь с аэродрома в тысячах километрах от места падения, — поясняет краевед. — Без номера двигателя идентифицировать экипаж тяжело.

Поисковые работы на местах падения ведут профессионалы со специальным разрешением. Вся полученная информация сопоставляется с архивными документами — картами вылетов авиации. Еще одно место падения, которое недавно изучал Анатолий Радченко вместе с экспертами, находится возле деревень Майск и Лебедево.

— Раньше мы предполагали, что в этом месте погиб Герой Советского Союза  Андрей  Иванович  Попов, — рассказал Анатолий Радченко. — Узна­ли, что место гибели родственника ищет внучатый племянник летчика, побывали здесь с ним. Рассказали, как проводились раскопки. Было известно, что 23 июня 1944-го Попов на истребителе Як-9 вылетел в составе группы на разведку и блокировку аэродромов противника — Докудово, Крупки, Ломское — и с боевого задания не вернулся. В учетных документах он числился пропавшим без вести…

Однако позже оказалось, что самолет Попова упал в 1944-м под Оршей, возле деревни Орешки.

— Местный охотник нашел крупные детали его самолета: фюзеляж, кресло летчика, пулемет, — продолжает рассказ краевед. — Обломки техники перевезли в Минск, их изучили и нашли номера. По ним и определили, что самолет принадлежал Попову.


У самого исследователя хранится уникальный артефакт — обломок того самого самолета, который вынес на свет корень выросшего дерева. Металл врос в его живую ткань. А где именно похоронен герой, неизвестно до сих пор. Анатолий Радченко побеспокоился и о том, чтобы установить табличку о месте падения и в Оршанском районе.

Будут ли найдены имена летчиков, погибших под Денисовичами и Лебедево? Поисковая работа, напоминающая детективную, продолжается, важна любая нить. Может быть, наша публикация также поможет связать потерявшиеся когда-то судьбы в одно целое, а родным — узнать, где завершился полет их крылатых Маэстро…

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter