Чтобы дома всегда был порядок, нужно оптимизировать систему хранения вещей. Организатор пространства рассказывает как

Все по полочкам

В этот раз найти скелет в шкафу мне не удалось. У организатора пространства Любови Дингалевой все вещи аккуратно разложены по полочкам и нет ничего лишнего. Зато в блокноте у меня появилось сразу несколько дельных советов по наведению и поддержанию порядка в доме. И главное в решении этой задачки — не ежедневные изнурительные уборки, а… оптимизация системы хранения вещей. Неужели люди не в состоянии разложить все по местам сами, без посторонней помощи? Собеседница нисколько не смущается от такого вопроса. Мол, это целая наука.


Вертикальное хранение

— Итак, если у вас вещи разбросаны по всей квартире, причины две — либо их никто не убирает, либо неправильно организовано хранение, — Любовь уже четыре года помогает минским семьям справляться с беспорядком. Что интересно, чаще к специалисту обращаются мужья, не готовые мириться с «блуждающим» хаосом.

Библиотекарь по первому образованию шутит: раскладывать все по полочкам ей всегда нравилось. И соглашается показать это наглядно — на примере шкафа для одежды. Первое, на что предлагает обратить внимание, собственно, сами полочки. Чаще всего их делают глубокими и высокими, а одежду хозяева складывают стопками. Привычный, но не самый удобный вариант. Достаешь одну кофту, нужно поправлять соседние.

— Знакомо? — я соглашаюсь, а специалист добавляет: — С такой системой очень сложно поддерживать порядок в шкафу.

Если места дома мало, а одежды много, стоит обратить внимание на так называемое вертикальное хранение, когда вещи складывают не друг на друга, наращивая стопочки вверх, а друг за другом — «в положении стоя».

Что важно сделать сначала? Разделить одежду по категориям: члены семьи, типы, сезоны… Если в одной категории получится очень много всего — например, горы детских шапок, шарфов, перчаток, — можно разделить их на подкатегории. «Подобное нужно хранить с подобным», — собеседница цитирует одно из правил автора путеводителя по «Магической уборке» Мари Кондо, сделавшей на этой теме целое состояние. Все, что для этого потребуется, — простые органайзеры, которыми могут послужить даже обычные обувные коробки. 

Удобный шкаф — залог порядка в доме.

— Попробуйте — это очень удобно. Их высота и объем оптимальны для большинства вещей, — у Любови именно так хранится одежда в детском шкафу. 

Одно но, если полочки высокие, задействовать все пространство не получится. Выход? Заказать дополнительные. Или, если вы еще только проектируете гардеробную, предпочесть выдвижные ящики, можно даже сразу с разделителями по типам одежды (в продаже есть и регулируемые разделители). 

— В таком случае не нужно рыться в вещах — сразу видно, что где лежит, — открывая свой шкаф, собеседница в шутку сравнивает его с удобной картотекой. — К слову, есть органайзеры и для хранения одежды стопками, с помощью которых также можно доставать вещи, не нарушая общий порядок.

В то же время не стоит забывать и про разные способы складывать одежду — еще один совет для оптимизации места в шкафу. Джинсы трубочками, маечки конвертиками…Оказывается, есть варианты даже для пуховиков. А вот расширить пространство под вещи, которые нужно хранить на плечиках, поможет их размещение сверху вниз на специальных вешалках… для вешалок. Так в шкафу поместится вдвое, а то и втрое больше одежды.

Философия вещей

Но прежде чем раскладывать вещи по местам, нужно избавиться от всего лишнего. Только так можно навести порядок в шкафах и в доме.

— Что удивительно, многие люди просто не могут решить, что им уже не нужно, — уверяет собеседница. 

— Но как посторонний человек поможет в этом разобраться?

— Есть целая система вопросов. Начиная от «когда вы последний раз пользовались этой вещью?» и заканчивая… По обстоятельствам. Например, часто мои клиенты не могут расстаться с вещами просто потому, что «а вдруг еще пригодятся». 

«Но ведь, и правда, могут пригодиться», — думаю, мысленно перебирая свой шкаф.

Специалист же советует переложить такие вещи в отдельную коробку и отправить куда‑нибудь в кладовку, на антресоли или балкон. Наткнувшись на них в следующий раз, возможно, хозяин уже будет готов их «отпустить». А если таких мест в доме нет, то и вариантов нет. Чтобы не образовывался перманентный бардак, с лишними вещами нужно распрощаться. Необязательно их выкидывать. Что‑то можно просто отдать. Не нужно знакомым? В помощь такие проекты, как, например, «Банановый фургон», «Калi ласка» или просто группы в социальных сетях, которые помогают пристроить одежду из категории «В дар». Еще легче расставаться с вещами, если их можно продать. Например, через доски бесплатных объявлений в интернете. Также есть магазины, которые в обмен на старую одежду (отправляют ее на переработку) предоставляют скидку на новую. И выгодно, и с пользой для экологии.

— Остаться в шкафу должно только то, чем вы с удовольствием пользуетесь.

Любовь приводит и такой аргумент: в среднем мы носим лишь около 20 процентов одежды, которую храним. А на антресолях, в кладовках или на балконах и вовсе бывает до 80 процентов вещей, о которых никто не помнит. Игрушки детей, которые уже давно выросли. Платья не по размеру. Горы посуды, сувениров… 

— Попробуйте разгрести эти завалы, и вы увидите, сколько освободится места, — советует специалист.

— А если это вещи «с историей»? 

— Небольшие можно сложить в красивую коробочку и возвращаться к ним по случаю. А габаритные — сохранить на фотографиях на память. И не надо беспокоиться, что кто‑то из близких может обидеться, не найдя у вас дома подаренную когда‑то вазу. Во‑первых, это ваш дом. Во‑вторых, если ваза вам не нравится, не стоит говорить, что это не так, — рискуете и дальше получать аналогичные подарки.

коллаж Ольги Пак.

В то же время Любовь отмечает: организация пространства в доме — это всегда очень индивидуально. Есть, например, люди, которые стремятся следовать по пути минимализма. А есть хозяева с «синдромом Плюшкина», или родом из советских времен, уверенные: чем больше в семье добра, тем выше уровень жизни. Поэтому то, что одни называют бардаком, для других может оказаться порядком. Главное, чтобы хозяева были счастливы. 

ПЯТЬ СОВЕТОВ ОРГАНИЗАТОРА ПРОСТРАНСТВА:

1. Расхламить дом — избавиться ото всех ненужных, забытых, неактуальных вещей.

2. Проанализировать систему хранения в каждой комнате: брать вещи должно быть удобно, возвращать на место — еще удобнее; вещи на полках или в ящиках должны просматриваться; мелкие предметы нужно группировать по контейнерам.

3. Чтобы всегда знать, где что искать, вещи из одной категории нужно хранить вместе. 

4. Раскладывая добро из разных категорий по отдельным органайзерам, коробкам или полкам, можно надолго сохранить порядок в шкафу.

5. Вещи, которые используются только по сезону, например, санки или велосипеды, можно сдать на время в специальные сервисы хранения. В Минске таких несколько. 

dekola@sb.by

фото Виталия Пивоварчика.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter