Итоги совещания Лукашенко с руководством Совета Министров

Все нововведения должны стимулировать рост белорусской экономики

Противодействие выводу капитала, спасение «утопающих», работа в Союзном государстве, корректировка таможенного законодательства и создание российско-белорусского спутника. Что Президент обсуждал с Правительством и какие решения приняты?

Расширенные президентские совещания с руководством Совета Министров по наиболее актуальным вопросам стали уже традиционными. На каждом из них в дискуссионном формате обсуждаются предлагаемые Правительством новации, затрагивающие различные сферы экономики. Прежде чем принять важнейшие, а где-то даже и стратегические для страны решения, Глава государства подробнейшим образом изучает их необходимость и целесообразность, внимательно слушает мнения всех заинтересованных, критически мыслит и анализирует разные точки зрения. При этом Александр Лукашенко неизменно следует своему главному принципу, который еще раз четко сформулировал и на нынешнем совещании:

— Все нововведения должны стимулировать рост белорусской экономики, выводить ее на качественно новый уровень. Это важнейшая задача для всех государственных институтов.

«Главное требование — прозрачность и контролируемость». О новациях в оценочной деятельности

Обсуждение вынесенных на повестку вопросов начали с проекта указа, которым предлагается ввести ряд новаций в сфере оценочной деятельности, а также в случаях продажи имущества собственниками из недружественных стран.

Инициатива о корректировке оценочной деятельности исходила от Таможенного комитета. Но касается это не только дел таможенных. Президент, как всегда, смотрит на проблему шире. Что скрывать, не все оценщики, которые имеют лицензии, полномочия, качественно оказывают эти услуги. Нередки случаи, когда при оценке имущества для таможенного декларирования его стоимость занижается или, наоборот, завышается. Сегодня в Беларуси действуют сотни организаций, имеющих право проводить оценку различных материальных ценностей. Пора провести в этом сегменте ревизию, посмотреть, кто и как занимается оценочной деятельностью. Александр Лукашенко подчеркивает:

— Здесь, как и в иных сферах экономики, должны работать исключительно высокопрофессиональные эксперты, которые могут оказать качественные услуги. Что называется, с хорошей репутацией, которым государство и люди могут доверять проведение оценки.  

Только объективно проведенная оценка позволяет принимать верные управленческие решения. Тем более когда это касается рыночной стоимости государственного (считай, народного) имущества или будущих доходов бюджета. Мое главное требование к новациям, которые предлагаются, — прозрачность и контролируемость.
Поручение Главы государства — с учетом сказанного посмотреть в целом на организацию работы в данной сфере. Срок ревизии — до 1 апреля, за это время предстоит изучить деятельность оценочных организаций и навести должный порядок, определив четкие и понятные правила игры.

После совещания председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский рассказал журналистам, что неправильная оценка может повлиять в конечном счете на уплату таможенных платежей в бюджет страны, упущений в этой работе быть не должно. Поэтому в результате обсуждения Глава государства поручил в кратчайшие сроки разработать критерии и определить организации, которые наиболее компетентны и станут оказывать услуги по оценке в рамках таможенного дела.


— Предполагается, что в течение двух месяцев будут определены критерии этой добросовестности. Они в принципе уже есть. Но под эти критерии нужно будет непосредственно определить, какие организации под них подпадают и могут качественно осуществлять такую оценку, — отметил председатель ГТК.

«Уходят с нашего рынка — досвидос. Разберемся сами». О продаже имущества зарубежными собственниками

Обсудили и случаи продажи имущества собственниками из недружественных государств. Предложение Правительства — проявлять больше гибкости в этих вопросах и прописать варианты, когда такое возможно.

— Невозможно никогда, — сказал Александр Лукашенко. И с долей иронии добавил: — Не знаю, сколько тут еще можно нагибаться…  
Мы договорились: никакого имущества никому не продаем, не передаем, если в результате санкций или каких‑то других причин иностранцы, которые имеют здесь собственность, предприятия, компании, уходят с нашего рынка. Как я говорил, досвидос — мы разберемся сами. И, как показывает тот же «Макдоналдс», мы прекрасно в этом разобрались: люди с удовольствием ходят туда. 

Главное — это безопасность. Еда должна быть полезной. Никакие иностранцы никого не накормили и не накормят. Мы должны кормить свой народ…

Глава государства напомнил, что ранее для защиты нашей экономики от беспредела западной элиты в условиях нарастающего санкционного давления был принят ряд системных документов:

— И сегодня ни один акционер или собственник, имеющий гражданство недружественной страны, не имеет права без специального разрешения Правительства и взноса в бюджет распродавать имущество, оголяя основные фонды экономики.


«Донастройка» механизмов защиты

Впрочем, даже у самых жестких правил бывают исключения. Отсюда и вопрос о целесообразности принятия подготовленных Правительством предложений о разрешениях на продажу имущества иностранцами.


Как пояснил министр экономики Юрий Чеботарь, если сейчас компания с иностранным капиталом из недружественного государства захочет уйти с рынка, продав свой актив Беларуси, то ей необходимо будет заплатить пошлину в размере не менее 25 процентов и затем получить разрешение Правительства. От этого подхода отказываться не собираются, но необходимо внести определенные корректировки, поскольку это правило порой негативно сказывается на текущей деятельности организаций в банковской, лизинговой и строительной сферах. Например, банк выдает гражданину кредит под залог недвижимого имущества. И если это имущество в итоге переходит к банку, он его должен продать, чтобы компенсировать свои потери от невыплаченного кредита. Но, продав имущество, банк должен заплатить еще 25 процентов пошлины. В итоге все это так или иначе ложится в будущем на плечи его клиентов — обычных людей.

Такая же ситуация и с иностранными застройщиками: по действующим правилам они могут продавать людям построенное жилье только вместе с уплатой 25‑процентного взноса. Но наверняка застройщик просто компенсирует дополнительные издержки увеличенной стоимостью квадратного метра и в итоге все опять ляжет на плечи покупателей.


Поэтому Правительство предлагает внести корректировки в законодательство.  

Глава государства аргументы услышал. Это, кстати, один из тех вопросов, где часть полномочий Президента передается Правительству. И коль уж речь идет о таких принципиальных вещах, Александр Лукашенко требует представить исчерпывающий перечень случаев продажи имущества зарубежными собственниками.

— Мы назвали это «донастройкой» механизмов защиты интересов Республики Беларусь. Это будут исключения из правил, — пояснил журналистам Юрий Чеботарь.

«Приходи и работай. Но не ради наживы за счет нашего народа». О противодействии выводу капитала

Один из вопросов повестки совещания — противодействие выводу капитала. Беларусь, обложенная барьерами и запретами, живет и работает в сложных экономических условиях, констатировал Президент:

— Санкции — традиционная и многократно отработанная практика давления так называемых мировых лидеров на неугодные им страны. К сожалению, это, если можно так сказать, модный экономический тренд. Таким образом и Штаты, и Европейский союз давно расправляются с конкурентами.

К слову, здесь хочется обратить внимание на принципиальный момент, который отличает белорусскую политику от западной.

Ради популизма западные руководители зачастую готовы действовать в ущерб собственной экономике и своему народу. Им будет плевать, даже когда компании начнут разоряться, а люди терять работу. С нашим лидером такое невозможно. Президент, напротив, требует уходить от градации на более или менее дружественные или недружественные страны. Он подчеркивает, что мы готовы работать со всеми: с любой компанией, любым бизнесом, если есть перспектива выгодного сотрудничества.

Более того, Александр Лукашенко обращает внимание, что в нашей стране действуют комфортные условия:
— Мы предлагаем иностранцам одни из лучших условий: преференции, льготы, инфраструктуру, естественно, компетенции. Приходи и работай. Но не ради наживы за счет нашего народа. А если кто‑то попытается, есть механизмы противодействия и вразумления. 


Тем не менее, по словам Александра Лукашенко, представители государственного контроля докладывают о фактах оттока средств в недружественные страны и даже о целенаправленном выводе прибыли за пределы Беларуси.

— Есть компании — и наши, и не наши. Получили прибыль, деньги и вывели за пределы Беларуси, разместили на счетах или открыли какие‑то предприятия. Деньги, заработанные нашими людьми, выводятся за пределы Беларуси и там работают на разных негодяев, которые вводят против нас санкции. Так получается? — резонно поинтересовался Президент и потребовал исчерпывающую информацию о том, почему возникают такие прецеденты.

Белорусский лидер акцентировал:

— На практике заградительные меры должны включаться молниеносно и без раскачки. Как организована эта работа у губернаторов? Вы же прежде всего заинтересованы в инвестициях и бездефицитном бюджете.

В целом в стране создана правовая база по данному вопросу, однако несколько точечных случаев участники совещания все же рассмотрели отдельно.
В завершение совещания Глава государства поделился своей позицией: решать данные вопросы без участия Президента — в компетенции Правительства и губернаторов. Основной посыл им: все в ваших руках.
Ну и индивидуальный подход в каждом конкретном случае. На это Александр Лукашенко также ориентирует ответственных лиц, которые должны, принимая конкретные решения, четко понимать, собирается ли инвестор дальше перспективно с нами работать.

В суверенной Беларуси принимаем решения только мы. Об унификации таможенного законодательства

Еще одной темой совещания стала корректировка таможенного законодательства. Речь здесь больше шла о делах внутренних, и об этом чуть ниже. Ряд положений связан с взаимодействием в рамках Союзного государства и унификацией законодательства. Некоторые писаки по этому поводу снова завели старую пластинку: мол, Беларусь «разбазаривает» свой суверенитет и прочее. Сколько уже мы видели и слышали подобных возгласов, сколько таких вбросов и провокаций было в истории союзных отношений?


Всем этим «аналитикам и оракулам» остается только кусать локти от злобы и беспомощности. Потому как Беларусь и Россия, сохранив свой суверенитет, сумели выстроить действительно образцовые союзнические отношения. При этом едва ли не с самого начала подписания союзного договора белорусский лидер настаивал, что при принятии решений всегда и прежде всего надо исходить из национальных интересов, даже если мы самые близкие союзники. 

И за все эти годы Александр Лукашенко не поменял своего мнения, что подтвердил и на этом совещании:

— Правительство информирует, что изменения необходимы в целях гармонизации законодательства Беларуси и России, то есть в рамках выполнения союзной программы. Но в процессе унификации нельзя ущемлять интересы государства.

Президент напомнил, что, когда принималось решение об унификации законодательства двух стран (в том числе в таможенной сфере), звучали предложения «чуть ли не создать одно министерство или таможенный комитет»:

— Мы категорически от этого отказались и договорились, на Высшем госсовете (Союзного государства. — Прим. ред.) в том числе, что мы создадим единую группу, которая будет вносить рекомендации, видеть, как осуществляется таможенный контроль и так далее, не лишая государства этих полномочий и функций. Это говорит о том, что мы, Россия и Беларусь, суверенные, независимые государства. И из этого надо исходить, принимая те или иные решения.  

Как видите, нам удается выстроить такие союзнические отношения, которых на планете никто не знал и не знает. И они должны совершенствоваться. Система общая, похожая — как угодно… Но должны быть два суверенных, независимых государства. 
И всякие вякания и писания, что «все, Беларусь теряет суверенитет…» — мы ничего не теряем. Вы видите, что на этой суверенной территории, которая принадлежит нашему народу, принимаем решения только мы. И действуем только исключительно в условиях, которые выгодны для нас. Все нововведения должны стимулировать рост белорусской экономики, выводить ее на качественно новый уровень. Это важнейшая задача для всех государственных институтов, и таможня не является исключением.


«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». О том, кого государство готово поддержать в трудный момент

На совещании также рассмотрели вопрос оказания государственной поддержки двум строительным организациям в Брестской и Гродненской областях. Глава государства пояснил, что этот документ «с колена не подписал», и в этой связи задал резонный вопрос:

— Вот мы оказываем двум строительным организациям поддержку и помощь. А что, они оказались в каких‑то чрезвычайных условиях? Другие тресты и строительные компании работают хорошо и у них нет этих проблем? Или это только начало?

Белорусский лидер в этой ситуации напомнил известное выражение:

— Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Поэтому, как только они начнут себя спасать и в этом отношении продвинутся, тогда мы будем их поддерживать и оказывать помощь и поддержку. А ждать, что мы из бюджета возьмем деньги, как я говорю, от врачей, учителей и пенсионеров и отдадим компаниям, которые должны работать и зарабатывать… 


А сегодня конь не валялся. Иди и зарабатывай. Не хочешь в Беларуси — соседняя Россия. Выгодные контракты. Огромные деньги. Иди работай, зарабатывай. Чего вы пришли в бюджет просить деньги? Может быть, и надо, давайте посмотрим. Вопрос серьезный.

Александр Лукашенко отметил, что в данных организациях трудоустроены около 3,5 тысячи человек. А потому важно знать: только эти две компании (кстати, из самых успешных областей страны) оказались в затруднительном положении или есть другие? Президент поинтересовался, какие меры приняло Правительство для восстановления платежеспособности и стабилизации финансового состояния организаций.

Более того, детально расспрашивал министра архитектуры и строительства Руслана Пархамовича, в прошлом руководителя успешного треста. Организация, к слову, успешно работает и сегодня, а потому резонный вопрос министру: почему так получается, что недоглядели за двумя компаниями, которым сейчас нужна помощь? В ходе детального обсуждения проблемы выяснилось, что не были вовремя приняты нужные управленческие решения…


Позже в беседе с журналистами Руслан Пархамович отметит, что проблемы двух конкретных организаций — это «из ряда вон выходящий случай»:

— Тенденции прошлого года показывают: наряду с увеличением темпов подрядных работ выросла прибыль строительных организаций. По результатам 11 месяцев 2023 года превысила 1,2 миллиарда рублей, средняя рентабельность — 9 процентов. Большинство строительных организаций работают рентабельно и успешно. К сожалению, остаются и те, кто, несмотря на общие положительные тенденции, не смог выйти на положительное плато.

Министр добавил, что сегодня предлагается определенный план, как можно помочь предприятиям, чтобы они могли самостоятельно и успешно работать.
По итогам обсуждения Глава государства потребовал ужесточить условия поддержки компаниям (которые в первую очередь должны сами продемонстрировать желание работать). Поручение Премьер‑министру — решения по срокам рассрочки не должны выходить за рамки пятилетки. Кроме того, под персональную ответственность министра будут определены более напряженные задачи для самих предприятий.

«Должна быть максимальная экономическая отдача». О создании нового спутника

Одной из важных тем разговора стало создание российско‑белорусского космического аппарата дистанционного зондирования Земли. На рассмотрение Президента поступил проект соответствующего указа.

И здесь белорусский лидер исходит исключительно из экономических интересов. Любые вложения должны приносить пользу. Иного Александр Лукашенко не приемлет, поскольку всегда рассуждает как рачительный хозяин:

— Правительству было поручено более детально проработать вопрос финансирования этого проекта. Лишних трат быть не должно. От создания этого космического аппарата должна быть максимальная экономическая отдача. Космический аппарат мы создадим: возьмем платформу российскую и навесим свою аппаратуру. То, что мы умеем делать и делаем для России и других стран. Это не вопрос. Вопрос только в том, насколько это нам надо, какая от этого будет экономическая отдача и кто будет платить.  
Рассматривать проект нужно не только с точки зрения национальной безопасности, но и как перспективное направление двустороннего научного сотрудничества, которое позволит развивать компетенции и белорусской, и российской стороны. А в будущем принесет еще большую отдачу нам и нашим партнерам.


В связи с этим Александр Лукашенко поинтересовался, как обстоят дела с использованием нашего первого аппарата дистанционного зондирования Земли, ресурс которого был продлен, и спутника связи. Президент спросил об экономической эффективности обоих аппаратов, насколько окупили себя эти проекты.

После совещания председатель президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков рассказал журналистам, что проект по запуску первого белорусского спутника дистанционного зондирования Земли оказался успешным и востребованным, аппарат и сейчас находится на орбите. Информацию, которую получают с его помощью, только в Беларуси используют 11 министерств и ведомств. Есть спрос на нее и за рубежом.


Однако технологии не стоят на месте, поэтому сейчас идет работа над новым спутником. Он, в частности, будет иметь гораздо более высокое разрешение — 0,35 метра по сравнению с двухметровым у нынешнего. На создание нового космического аппарата уйдет около пяти лет (до 2028 года), в течение которых еще будет работать на орбите нынешний спутник. Планируется максимально задействовать в новом проекте возможности отечественных предприятий. Например, использовать съемочную аппаратуру «Пеленг», собственное программное обеспечение, микроэлектронику «Интеграла».

Президент в целом поддержал необходимость создания нового спутника дистанционного зондирования Земли, но жестко поставил вопрос о его экономической эффективности, поручив еще раз детально подсчитать затраты и окупаемость.

В интересах бизнеса и граждан

Что изменится в таможенном законодательстве Беларуси

На совещании у Президента рассмотрели также изменения в закон о таможенном регулировании. Председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский рассказал журналистам, что новшества направлены на сокращение административных норм и упрощение процедур. Например, ряд документов субъекты хозяйствования в таможню вообще не будут предоставлять.

— Мы эти сведения будем получать от взаимодействия с другими государственными органами, банками и так далее. Ряд документов, которые сейчас предоставляются в бумажном виде, будут предоставляться только в электронном, — рассказал Владимир Орловский.

По отдельным направлениям сокращаются сроки административных таможенных процедур. Например, решение о классификации товара комплектного объекта сейчас принимается в течение 30 дней, а будет 15. Вводятся новые процедуры, которые будут облегчать субъектам хозяйствования таможенное оформление.

Еще один блок новаций касается непосредственно граждан. Так, проектом закона предусматривается, что физические лица при пересечении границы смогут предоставлять не бумажную декларацию, заполняя ее в пункте пропуска, а электронную, причем предварительно до въезда на границу. Это сократит и время, и затраты.

— Такая электронная декларация будет подаваться бесплатно — без оплаты за электронную передачу, — уточнил Владимир Орловский.

По его словам, есть также нормы, которые касаются тех, кто переезжает в Беларусь:

— Если человек переселяется в Беларусь и ввозит свой легковой автомобиль, сейчас действует норма, что такая машина должна быть в собственности у этого лица два года (чтобы ввезти автомобиль без уплаты таможенных пошлин, налогов. — Прим. ред.). В проекте заложено сокращение до шести месяцев.

Предусмотрен и ряд других упрощений таможенных процедур, которые принесут пользу как для бизнеса, субъектов хозяйствования, так и для простых граждан.

Можем. И точка!

Импортозамещение в действии: Президент рассказал, кто кормит посетителей белорусскими гамбургерами вместо ушедшего «Макдоналдса» и как мы можем делать все свое

Первый ресторан знаменитой американской сети быстрого питания «Макдоналдс» появился в Минске в декабре 1996 года. К 2022‑му компания открыла в стране 25 точек, работала прибыльно, причем в самых топовых и популярных местах. Однако спустя 26 лет владельцы франшизы поддались совершенно необоснованной санкционной истерии и решили уйти с белорусского рынка, перед этим покинув российский. В дело, из которого некоторые на ровном месте попытались раздуть скандал, пришлось погрузиться лично Президенту. На совещании с руководством Совмина Глава государства на примере ушедшего «Макдоналдса» рассказал, как Беларусь может и должна заниматься импортозамещением в тех сегментах, которые по причине санкций были оставлены инвесторами из недружественных стран.

«Ушли — помашите им рукой»

Для начала немного предыстории. Деятельность компании на территории России была остановлена с марта 2022 года, фактически сразу после начала СВО. Рестораны на время полностью закрыли, а с лета того же года в бывших помещениях «Макдоналдса» заработала новая российская сеть «Вкусно — и точка». У нас случилась своя история. Белорусская.

В Беларуси рестораны не закрывались. И даже когда «Макдоналдс» официально ушел, точки продолжали работать под вывеской «Мы открыты!». В декабре 2022 года Александр Лукашенко прокомментировал уход западных компаний на примере популярной сети. Посыл Администрации Президента и Правительству был конкретный: «ушли — помашите им рукой, перекреститесь, что они оставили вам собственность».


— Я на примере «Макдоналдса» это говорил. Работал и работает. И люди приходят… Но это наше уже предприятие… Все же осталось. Они же с собой ничего не забрали. Но если бы забрали, то я бы поснимал головы с ответственных людей. Никто ничего не должен забрать, — акцентировал тогда внимание белорусский лидер.

С апреля прошлого года сеть ресторанов была переименована в Mak.by. Название, к слову, в стране запатентовано. На прошедшем в четверг совещании Президент подробно рассказал, как тогда развивались события. Этот яркий и показательный пример он специально привел публично для того, чтобы продемонстрировать импортозамещение в действии:
— Я не зря назвал «Макдоналдс». Санкции ввели американцы. Они решили свернуть свою деятельность и уйти из Беларуси. Дверь открыта, уходите. Мы никого не держали, но и не выгоняли. Им было сказано: хотите работать — работайте, не хотите — уходите. 
«Но это же «Макдоналдс»… «Разве кто‑то сможет потом работать так, как «Макдоналдс» в Беларуси» — главный был лозунг. И пошли ко мне ходоки: «Мы не сможем… Булочку там пополам разрезать и впихнуть туда колбасу или мясо не можем, картошка фри — и это мы не можем. Ничего не можем».

Вот такие проблемные вопросы вначале озвучивали Главе государства.

«Можем мы или не можем». Как Президент углубился в вопрос и при чем тут Наталья Эйсмонт и Николай Снопков

Александр Лукашенко на все подобные посылы заметил, что Беларусь по всему миру продает высококачественные продукты питания — и молочные, и мясные, и многое другое.
Картошка — ну мы же бульбаши. Булочку эту испечь — в нашем детстве этих булочек хватало, мы покупали за несколько копеек, и вкусно было, и нормально. Разрезать булочку пополам, впихнуть мясо, картошку или салат туда не можем? Думаю, дай‑ка я проверю, можем мы или не можем, 
 — рассказал Президент.

Заниматься и держать этот вопрос на контроле было поручено пресс‑секретарю Наталье Эйсмонт, а от Правительства — первому вице‑премьеру Николаю Снопкову. Президент уточнил:

— Волевым образом была поставлена двум действующим лицам (задача. — Прим. ред.). Просто под руку попались. Идите и сделайте.

Александр Лукашенко рассказал, что и сам в итоге был погружен в вопрос, хоть и ни разу не был в «Макдоналдсе»:

— Пришлось окунуться, изучить эту систему. Ничего не пробуя и так далее.

В итоге в 25 ресторанах уже бывшего «Макдоналдса» сейчас организована работа, и продукция пользуется спросом у населения.

ФОТО ПАВЛА БОГУША.
— На сегодняшний день поток людей нарастает, как мне доложил Снопков. Люди с удовольствием едят то, что там готовят. Мы начали готовить то, что «Макдоналдс» всегда традиционно у нас готовил. И картошка фри у нас хорошая — из нашей картошки. «Макдоналдс» не всегда покупал для этого белорусскую картошку. 
Возили черт знает откуда. Почему? Договаривались. Кому‑то кто‑то платил как‑то. Сейчас едим свою картошку. Я уверен, что она лучше. Мясо еще впихивают туда — сделали, — констатировал белорусский лидер. — Встает вопрос: так что вы мозги пудрили, что это невозможно, что надо там кому‑то продать?


«Импортозамещение в питании людей — это самое главное». Как мы успешно делаем свое

Александр Лукашенко пояснил, что на этапе принятия решения подумал, что если в России смогли заместить «Макдоналдс», создав на месте оставленных ресторанов свою сеть, то это возможно и в Беларуси. Более того, это не только вопрос импортозамещения как такового, но и питания людей, контроля за качеством продуктов. Президент подчеркнул:
— Это наше, белорусское. И мы несем за это ответственность. Мы нормально кормим наших людей. Импортозамещение в питании людей — это самое главное. Питание людей — это здоровье. Все остальное ерунда. Гайки, болты и прочее — это мы умеем закручивать и производить. 
А хотели продать: «Мы не умеем, мы не можем, ах‑ох…»

Глава государства уверен:

— Мы все умеем и можем! Это должно лежать во главе угла. Ушли — до свидания, собственность принадлежит государству. Таким образом, они бросили собственность, мы ее подняли, привели в порядок. И сегодня эти 25 ресторанов по стране работают.

Касаясь возможных перспектив развития сети, Александр Лукашенко добавил:


— Появился частник, который готов купить их, заплатить деньги, и деньги немалые. Нормальный белорус, у которого есть собственность, готов развивать эту сеть.  
Пожалуйста, мы предоставим еще в городах, в областных центрах для этой сети место для развития, строительства новых ресторанов. Нет — отдадим старые, которые у нас плохо работают или в полузакрытом состоянии. Мы готовы в этом плане помочь.

Не только наш картофель: что еще белорусского в обновленной сети

Интересный факт: в нашем Маk.by белорусские не только продукты. Осенью прошлого года компания представила новый дизайн упаковки для картофеля фри, бургеров и других продуктов.

Над ее созданием с нуля работали только белорусские специалисты. Так, дизайн разработало белорусское брендинговое агентство, картон поставляет Добрушская бумажная фабрика «Герой труда», а выпуск упаковки взяли на себя отечественные типография и производитель.

Добрушская бумажная фабрика.
ФОТО ЕГОРА ЕРМАЛИЦКОГО

«Из года в год упаковка из картона фабрики («Герой труда». — Прим. ред.) успешно проходит испытания на безопасность, поэтому мы уверены в ее высоком качестве и безопасности. Главная задача упаковки — сохранять высокое качество, температуру и вкус продукта, а также быть прочной и удобной. Белорусские предприятия создали упаковку для наших ресторанов впервые и справились с этой задачей успешно», — сообщают в компании.
Так что это очередное яркое — а в Год качества и показательное — подтверждение того, что мы все можем и умеем делать сами!
konon@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter