«Все дела надо делать вместе»

ЧТО ей ближе, дом или работа, Ольга ОСИПОВА так с ходу и не скажет. Собственно, этот вопрос для нее вообще никогда не стоял. Ни тогда, когда маленькой девчушкой с белыми бантами впервые переступила порог сельской школы. Ни позже, когда выпускница Могилевского пединститута вернулась сюда уже в новом статусе — учителя русского языка и литературы. И совершенно риторически он звучит сегодня, когда Ольга Матвеевна возглавляет Чигиринскую СШ, которой, можно сказать, отдана вся ее жизнь.

Для директора Чигиринской СШ Кировского района Ольги Осиповой профессия педагога стала семейной.

ЧТО ей ближе, дом или работа, Ольга ОСИПОВА так с ходу и не скажет. Собственно, этот вопрос для нее вообще никогда не стоял. Ни тогда, когда маленькой девчушкой с белыми бантами впервые переступила порог сельской школы. Ни позже, когда выпускница Могилевского пединститута вернулась сюда уже в новом статусе — учителя русского языка и литературы. И совершенно риторически он звучит сегодня, когда Ольга Матвеевна возглавляет Чигиринскую СШ, которой, можно сказать, отдана вся ее жизнь.

ЧИТАТЬ и писать она научилась еще дошкольницей. К освоению азбуки подстегнула и тяга к книге — на них в семье сельских учителей Матвея Петровича и Марии Яковлевны Земцовых денег никогда не жалели! Старшие брат и сестра уже вовсю штудировали учебники и почти на равных говорили с мамой о классиках русской литературы, а с папой — о дальних странах и разных географических открытиях. Так что и младшая Оля, пройдя курс ускоренного домашнего обучения, к шести годам могла продекламировать лично прочитанные строки из «Мойдодыра». Что интересно, выступать вместе с другими маленькими артистами, среди которых были и соседские дети, доводилось на домашних концертах.

— Была у нас такая семейная традиция, — вспоминает Осипова. — Готовились к этим представлениям всерьез. Учили стихи, ставили сказки, шили костюмы.

Главными зрителями и поклонниками юных талантов были родители, не жалевшие для них ни добрых слов, ни аплодисментов. «Папа прошел всю войну, побывал в концлагерях. После пережитого День Победы считал вторым днем рождения, а своих детей — особым подарком судьбы, — призналась Ольга Матвеевна. — И очень берег маму. Она ведь тоже воевала в Великую Отечественную».

Первые уроки семейной жизни, которые Матвей Петрович преподал своим детям, они помнят до сих пор. Основатель династии сельских учителей, к примеру, считал: все дела надо делать вместе. Потому и картошку сообща сажали — никто не отлынивал, и в праздники всей семьей веселились. «Когда мама после повышения квалификации возвращалась из Могилева домой, встречать ее на трассу тоже ходили в полном составе. Хотя расстояние немаленькое — десять километров, — преодолевать его было весело и интересно», — не скрывает педагог.

КАК и ее родители, нынешний директор школы уверена: воспитывать надо только словом и личным примером. Потому грубые слова и в стенах школы, и дома — не в чести. В семье Осиповых-Земцовых никогда не делали и культа из денег, хотя зарабатывали не так уж много.

— Моя тетя говорила: «Неважно, сколько ты получаешь, а важно, как распределишь свои деньги», — продолжает Ольга Матвеевна. — И правда: несмотря на очень скромные доходы, она всегда умудрялась сделать подарки близким.

Сама педагог лучшим подарком по сей день считает книгу. Материальные ценности приходят и уходят, а вот духовные остаются. Кто бы что ни говорил, но даже самые ярые прагматики нуждаются в любви и взаимопонимании. И о людях всегда будут судить не по их изворотливости и умению приспособиться, а по ответственности и трудолюбию. Сначала ее родители, а потом и сама Осипова своих детей с малых лет приучала к сельской работе. Без подворья ведь в деревне не проживешь!

— Когда сыновья маленькими были, корову держали. А поросята-куры и теперь есть. Огород, разумеется, тоже сажаем, — поделилась директор. — Так что Александр и Алексей с детства умеют и косить, и за плугом ходить, и баню сложить.

ПРИ этом поблажки на уроках мама, преподававшая русский язык, им никогда не давала.

— Скорее наоборот, — смеется Александр. — Спрашивала с пристрастием, так что высокую оценку было очень непросто получить. Одноклассники даже сочувствовали!

Зато и сегодня ее похвала для него значит очень многое. И хотя с детства не просто понимал — видел, как нелегок труд учителя, сын тоже выбрал эту профессию.

— Немалую роль сыграл здесь дедушка, — поделился выпускник МГУ имени Кулешова. — Его рассказы не только пробудили интерес к географии, но и жажду путешествий. Уже повзрослев, я побывал в странах СНГ и Европы. Правда, детскую мечту — открыть для себя Африку — еще не осуществил. Но ведь пока и не вечер!

А молодой учитель в свою очередь любовь к географии передал многим ребятам Чигиринской школы. И признался: хотя голоса на учеников никогда не повышал, те знали — урок лучше выучить и не баловать, иначе можно и двойку заработать. А недавно в дополнение к одному образованию решил получить второе — юридическое. Знаний, утверждает, мало не бывает!

Продолжателями учительской династии в их роду стали также двоюродные сестры Александра — Ольга Пинчук, которая учит английскому языку минских ребят, и кандидат химических наук Елена Земцова, занимающаяся сейчас научной деятельностью в Санкт-Петербурге.

— А младший Алексей свое будущее связал с армией. Сейчас он — курсант Белорусской военной академии, — добавила Ольга Матвеевна.

Кстати, с ним в семье связано немало забавных историй. Одна приключилась, когда Алеше было три годика. Места в садике малышу не нашлось, и его пришлось брать с собой в школу.

— Однажды он честно «продежурил» на стуле в коридоре два часа, зная: маму подвести нельзя. А на переменке она обязательно подойдет, — вспоминает Осипова. — И вот на третьем уроке замечаю: что-то мои восьмиклассники улыбаются-перешептываются. Перехватила их взгляды и вижу: в замочной скважине двери торчит маленький пальчик, будто подзывая к себе. Но при этом — ни звука!

Когда открыла дверь, сын первым делом спросил: «А когда ты будешь учить меня?»

САМАЯ высокая оценка труда учителя, уверена Ольга Матвеевна, — знать, что ученики состоялись в жизни. В ее родной школе выпускники вопреки всеобщей традиции чаще собираются не зимой, а летом. Во-первых, добираться удобнее. Во-вторых, заодно и отдохнуть можно. Места здесь красивые, недаром когда-то здешние земли принадлежали Киево-Печерской лавре. А люди в Чигиринке селились издавна, что подтверждают и находки, сделанные самими ребятами и постоянно пополняющие школьный музей.

— Среди них немало атрибутов минувшей войны, предметов быта и ремесленничества наших дедов и прадедов, — рассказала директор.

По ее мнению, самое важное в исследовательской работе то, что школьники учатся смотреть на окружающий мир другими глазами, делать свои собственные открытия. Кстати, многие из них легли в основу летописи как самой деревни, так и местной школы. У которой, между прочим, тоже очень богатое прошлое. Основана она была в 1862 году как поветовое училище. А спустя два года уже получила статус школы.

В ее почти полуторавековую историю много ярких страниц вписала и династия Земцовых-Осиповых. И пусть сегодня — что скрывать — учеников заметно меньше, чем несколько десятков лет назад, школа по-прежнему остается духовным центром для ребят и взрослых. Кстати, уроки в Чигиринской СШ сегодня ведут в основном бывшие ученики. Получив дипломы, они поняли: их знания и таланты больше всего востребованы на родной земле.

Светлана МАРКОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter