От мечты до прототипа первого белорусского серийного легкового электрокара прошло всего семь лет

Время заряжать

Бросить вызов грандам мирового автомобилестроения? На такое белорусы, как еще недавно казалось, вряд ли способны. Скорейшему появлению новой линейки отечественного электротранспорта помогли экологические тренды, спрос на импортозамещение традиционных топливных ресурсов, доступная и недорогая электроэнергия своей АЭС и, что самое важное, твердая убежденность Главы государства в реальности достижения амбициозной цели.

Задачи по переводу экономики на «электрические рельсы» Александр Лукашенко обозначил семь с лишним лет назад, когда до окончания строительства Белорусской АЭС было еще далеко.

Фото БЕЛТА


СКАЗАНО

— Сегодня надо заместить то, чего у нас не хватает (газ, нефть и так далее), на электричество. Что, сегодня нельзя? Сегодня весь мир движется к зеленым технологиям, к зеленой экономике. За электромобилями уже в Америке и других странах в очереди стоят! Поэтому надо сегодня готовить нашу экономику и людей к тому, что у нас будет много электроэнергии и электричества.

Из доклада Александра Лукашенко на пятом Всебелорусском народном собрании, 22 июня 2016 года.

Конкретный ориентир для автомобилестроения появился годом позже. Ни много ни мало знаменитая Tesla. Президент лично протестировал последнюю модель электромобиля и поручил отечественным разработчикам стремиться к этому уровню. На совещании с участием руководства НАН Беларуси, Минпрома и разработчиков Александр Лукашенко заявил: если мы хотим создать хороший собственный электромобиль, главное — достойные двигатель и аккумулятор.

СКАЗАНО

— Батарея — один из основных элементов. Не надо ее всовывать в багажник. Как вы увидели, ее положили на дно в Tesla, и она, как я понял, даже удерживает на высокой скорости автомобиль, балансирует движение. Поэтому и нам этим путем надо пойти. Главное — создать хороший двигатель. Основа у вас есть. Поэтому цель сегодняшнего разговора — я вам показал автомобиль. Изучите, посмотрите. Это лучшее, что есть.

Александр Лукашенко на совещании о развитии белорусского автомобилестроения, 31 августа 2017 года.

Разработки у наших ученых по тематике электротранспорта к тому времени уже имелись. В августе 2017-го на полигоне для испытаний мобильных машин под Минском был показан и экспериментальный образец первого отечественного электромобиля. Двигатель — 60 кВт (около 80 л.с.), компоненты силового электропривода и его системы управления — белорусские. По словам председателя президиума НАН Беларуси Владимира Гусакова, перед учеными была поставлена задача добиться максимальной локализации электромобиля.

Александр Лукашенко тем временем обозначил новые цели: перед системой образования — активизировать подготовку специалистов в области разработки электрокаров и обслуживания этой техники, а перед производителями — иметь в структуре предприятий профильные конструкторские бюро. Вышедший в июле 2018 года Указ № 273 с прописанными мерами по стимулированию спроса на электромобили и созданию зарядной и сервисной инфраструктуры также был значительным шагом вперед и первым в череде подобных документов. В свою очередь, белорусские предприятия были сориентированы на производство недостающих отечественных компонентов для электротранспорта. Время поджимало: Белорусскую АЭС уже готовили к выдаче первой электроэнергии.

СКАЗАНО

— Задача, которая вытекает из строительства атомной электростанции, — сделать так, чтобы электрическая энергия для автомобилей была дешевле стоимости бензина и дизельного топлива. Тогда люди будут с удовольствием покупать автомобили на электрической тяге.

Александр Лукашенко на совещании с руководством Совета Министров, 9 марта 2020 года.

Рождение новых образцов электротранспорта не заставило себя ждать. Три года назад Главе государства показали белорусский родстер — двухместное авто с открытым верхом, способное разгоняться до 170 км/ч и преодолевать 270 км без подзарядки. Дальше — больше. Электрогрузовик МАЗ-4381ЕЕ для городских перевозок, его собрат Vitovt Truck Electro от «Белкоммунмаша», электросамосвал БЕЛАЗ-7558Е, городские электробусы… В начале этого года на выставке «Беларусь интеллектуальная» общественности показали два каркасных электромобиля, спорткар. А самое главное — компоненты: образцы новейших электродвигателей, электроники и др. Что касается аккумуляторов, то в НАН Беларуси держат курс на общемировые тренды — переход от литийионных АКБ к натрийионным.

Не хватало лишь вишенки на торте — своего легкового автомобиля, который может пойти в серию...

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter