Поклонники творчества режиссера Михаила Пташука отмечают его день рождения 28 января

Время выбрало его

Михаил Пташук умел создавать динамичное эмоциональное кино, в центре которого всегда находился созданный актером персонаж. Режиссер не пытался удивить зрителей визуальными изысками, но стремился проникнуть в «сердцевину» характера и подлинной драмы. Героям его лент всегда приходится делать непростой выбор, проходить через переоценку ценностей. Но динамика не отменяла философского посыла повествования. Фильмы Пташука получили широкое признание на международных кинофестивалях, любимы зрителями. 28 января поклонники режиссера отметят день рождения мастера, народного артиста БССР, лауреата премии Ленинского комсомола, лауреата Государственной премии БССР.

Фото БЕЛТА

Цепь случайностей 

Его биография полна неожиданных поворотов, случайностей, совпадений. Михаил Пташук родился 28 января 1943 года в землянке, в которой его мать Мария Семеновна пряталась от гитлеровцев, на окраине деревни Федюки Ляховичского района Брестской области. В 1946-м ушел из жизни отец Николай — ему было всего 34 года. Детские воспоминания навсегда останутся в памяти режиссера. Михаил Николаевич напишет сценарий о детстве под названием «Ангел-хранитель», но картину по нему так и не снимет.

Первые художественные впечатления Миша получал в сельском клубе вместе с мамой, куда по вечерам приходили сельчане послушать новости и радиоспектакли. Они казались фантастическим окном в новый мир на фоне послевоенного быта. Когда в деревню привозили кино, по словам Пташука, он «первым мчался за белым полотнищем для экрана, за что позволялось смотреть фильм бесплатно. Это были самые счастливые мгновения». Была и другая цепь случайностей: в школьной библиотеке попался томик пьес Чехова, в клубе железнодорожников в Барановичах Михаил дебютировал как певец, в местном драматическом кружке переиграл все главные роли. Все это его окрыляло и наполняло одержимостью к творчеству.

Театральный роман

После семилетки в Федюках и окончания средней школы в Барановичах, по сведениям биографов, он успел поучиться в Калининградском культпросветучилище и Минском театрально-художественном институте на одном курсе с Борисом Луценко и Валерием Раевским. Правда, руководитель курса Владимир Маланкин его все же исключил. Тогда Пташук отправился в Щукинское училище в Москву, окончил режиссерский факультет в мастерской ректора Бориса Захавы. Находясь на практике в Астрахани, встретил свою будущую супругу Лилию.

После училища работал в театрах разных советских городов. Была работа в московском цыганском театре «Ромэн», казанском ТЮЗе, Крымском драматическом театре в Симферополе, откуда уехал на Высшие режиссерские курсы при Госкино СССР — учился в мастерской Георгия Данелии. Окончил курсы в 1972 году и после удачного дебюта — детского фильма «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», снятого на Одесской киностудии, — его пригласили на «Беларусьфильм». Гораздо позже, в ноябре 1989-го, Михаил Пташук организует Белорусскую независимую студию при Союзе кинематографистов республики и станет ее художественным руководителем.

Работал с лучшими

В его картине «Лесные качели» снялся прославленный Олег Ефремов. Волнующий рассказ о партизанском движении воплотился в пятисерийном телевизионном фильме «Время выбрало нас». В картине режиссер собрал удивительный актерский ансамбль: Евгений Герасимов, Петр Вельяминов, Владимир Гостюхин, Михаил Глузский, Виктор Павлов, Виктор Проскурин, Евгений Лебедев, Стефания Станюта и другие.

К военной теме Пташук снова вернулся в экранизации романа Ивана Шамякина «Возьму твою боль»: здесь разворачивалась напряженная психологическая дуэль между деревенским водителем Иваном Батраком в исполнении Владимира Гостюхина и бывшим полицаем Шишковичем, которого сыграл Иван Мацкевич. Творческая группа фильма была удостоена Государственной премии БССР.

Исторический детектив «Черный замок Ольшанский» был снят по одноименному роману другого известного белорусского писателя Владимира Короткевича. Лента «Знак беды» по Василю Быкову стала большим событием для всего советского кино. Главные роли в ней исполнили Геннадий Гарбук и Нина Русланова.

Ушел на взлете

Фильм «В августе 44-го...» по роману Владимира Богомолова получил большое зрительское и профессиональное признание. После него Пташук получил приглашение от одного из голливудских продюсеров и снял фильм «В июне 41-го» («Песня Розы»). Пташук вел свою мастерскую режиссуры игрового кино в Белорусской государственной академии искусств. До выпуска «пташуковцев» довел другой режиссер — Вячеслав Никифоров.

Сценарий фильма о Чернобыле остался недописанным. Идею снять кино на эту тему Пташук вынашивал многие годы, называл ее белорусским «Титаником». По злому року он погиб в автомобильной катастрофе в Москве по пути на присуждение премии «Ника» 26 апреля 2002 года — в очередную годовщину чернобыльской трагедии. Фильм «В августе 44-го...» получил две «Ники» — за работу звукорежиссера, а в номинации «Открытие года» приза был удостоен Владислав Галкин.

На съемках фильма режиссер Михаил Пташук с актерами Александром Феклистовым, Евгением Мироновым и Алексеем Петренко.
Фото из архива «СБ»

Знак любви

В Минске сегодня есть улица Михаила Пташука. Не забывают о нем и на его малой родине — в Ляховичском районе. В честь него названа улица в райцентре, на въезде в деревню Федюки у Поклонного креста установлен посвященный кинорежиссеру мемориальный камень. В родительском доме с согласия дочери Анжелики Михайловны создан музей, установлена мемориальная табличка. Несколько лет назад своего рода шефство над этим домом-музеем взяла Коньковская средняя школа. Интерес к серьезному и разнообразному творчеству Михаила Пташука с годами не пропадает.
В картинах Михаила Пташука снимались выдающиеся актеры: Геннадий Гарбук, Нина Русланова, Михаил Ульянов, Алексей Петренко, Владимир Гостюхин, Любовь Полищук, Игорь Костолевский, Виктор Павлов, Евгений Миронов и многие другие. Сильная личность режиссера притягивала к нему неординарных людей. Со многими актерами Михаил Николаевич работал неоднократно, поддерживал дружеские связи.

Память, говори!

«Если внимательно посмотреть мои фильмы, можно убедиться, что в каждом из них одна и та же изба по планировке, — писал режиссер. — Читая повесть «Знак беды», я видел свой дом, в котором вырос и из которого так рано ушел «в люди». Видел, как ходят герои Василя Быкова по моему дому. Я знал каждое движение Степаниды из «Знака беды», каждое движение Ивана Батрака из шамякинского романа «Возьму твою боль». Не надо было ничего придумывать. Все герои двигались по моему федюковскому дому (…) Это все моя эмоциональная память. И чем дальше живешь, тем она сильнее срабатывает. Если раньше бежал от самого себя, от своего прошлого, то теперь проходишь обратный путь».

В драме «Наш бронепоезд» и трагифарсе «Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание» режиссер попытался переосмыслить наше прошлое. В комедии «Игра воображения» по сценарию Эмиля Брагинского задался вопросом, есть ли еще место любви в нашей суматошной жизни.

НЕ ПРОПУСТИТЕ


28 января на телеканале «Беларусь 3» увидим фильм Михаила Пташука «Возьму твою боль» по одноименному роману Ивана Шамякина, день рождения которого мы отметим 30 января.

pepel@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter